Ви є тут

Патронатная семья как институт социализации детей-сирот

Автор: 
Алексеева Эльвина Расиховна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
190
Артикул:
191854
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава I. Социализация детей-сирот как объект социологического анализа................................................................14
1.1 Теоретико-методологические подходы к исследованию феномена детства..:........................................................... 14
1.2 Социальные характеристики детства............................30
1.3 Сиротство как деформированное детство и предпосылки формирования патронатной семьи.........................................62
Глава И. Особенности функционирования патронатной семьи как института социализации детей-сирот в современных условиях..............87
2.1 Сущность и сравнительная характеристика патроната в системе форм замещающей заботы......................................................87
2.2 Зарубежный и отечественный опыт развития системы патронатного воспитания............................................................110
2.3 Особенности функционирования института патронатной семьи в регионе и пути его совершенствования..................................124
Заключение........................................................156
Библиографический список..........................................164
Приложение........................................................182
Введение
Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям российского общества вызвал трансформационные процессы во всех его сферах, структурах, институтах и оказал «противоречивое влияние на всю совокупность условий социальной жизни в целом» 1.
Социально-экономические, политические, а также идейно-нравственные преобразования способствовали дисфункции многих социальных институтов, в том числе и института семьи, вызвав нарушение ее структуры и функций. Появились такие негативные тенденции, как снижение уровня доходов семей, рост числа разводов, снижение количества детей в семье, отказы от новорожденных, психологические и эмоциональные стрессы взрослых членов семьи и, как следствие, алкоголизм, наркомания, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и т.д. Эти проблемы предопределили возникновение рисков для детей, вплоть до полного их вымещения из семьи. Главным последствием неустойчивого положения детей в семье стал стабильный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе. Воспитание таких детей в учреждениях интернатного типа влечет за собой новые проблемы: нарушения их личностного и психического развития, деформацию процесса первичной социализации и др.
В результате, дети-сироты оказываются не способными к успешной адаптации и интеграции в обществе, что и обусловило не только поиск новых форм жизнеустройства детей-сирот, но и укрепление семьи как института детства для формирования устойчивого положения детей в семье и профилактики сиротства. Сегодня государством осуществляются меры, направленные на повышение престижа семьи в обществе, охрану материнства и детства, поиск различных форм социальной помощи семьям, попавшим в трудную ситуацию, совершенствуется нормативно-правовая база по защите
1 Файзуллин Ф. С. Условия социальной жизни населения и их регулирование // Социальное
развитие Республики Башкортостан / под ред. Ф. С. Файзуллина. Уфа, 2001. С. 36.
18
детства представляет собой последовательный ряд все более тесных сближений между взрослым и ребенком 19.
Вся история человечества в этой теории делится на шесть этапов, причем каждому соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.
• Для первого периода (с древности до IV в. н. э.) характерен инфантицидный стиль отношения к ребенку, т. е. убийство ребенка не наказывалось и даже практиковалось в этот период;
• Второй период (с IV в. до XIII в.) характеризуется бросающим стилем, т.е. стремлением отдать ребенка кормилице, в монастырь или не замечать его присутствия в доме;
• Амбивалентное (двойственное) отношение к ребенку характерно для периода с XIV по XVII в.: ребенку уже не отказывали во внимании, но не разрешали самостоятельно духовно развиваться;
• Навязчивый стиль преобладал в четвертый период (XVIII в.), для которого характерно стремление контролировать не только поведение ребенка, но и его внутренний мир, что усиливало конфликты отцов и детей;
• Период с XIX до середины XX в. отличается социализирующим стилем, целью воспитания становится подготовка ребенка к будущей жизни;
• Во второй половине XX в. утвердился помогающий стиль, согласно которому ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни, родители только помогают его индивидуальному развитию.
Таким образом, тины воспитания, сменяющие друг друга в обществе, являются не просто одной из его особенностей, а главным условием
воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры.
20
Р. Бенедикт стремилась описать культуру как психологическую целостность, как внутренне гармоничную систему, делая акцент на психологической взаимосвязанности различных институтов в каждом
19Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. С. 65.
20 Benedict R. Patterns of Culture. Boston and N. Y : Houghton Mifflin Company, 1934.
19
обществе, в том числе психологическом соответствии индивидов — членов данной культуры и структурных элементов культуры. Говоря о концепции Р. Бенедикт, следует отметить, что она подразумевала необыкновенную пластичность человеческой природы: социальное и культурное окружение фактически лепит из личности все, что ей угодно, личность становится как бы частью культуры.
Р. Бенедикт выделила два типа перехода от детства к взрослости: непрерывный и с наличием разрыва между тем, чему ребёнок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребёнок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода существует при расхождении в существующих нормах и требованиях к детям и взрослым (характерен для современного общества). В таких условиях переход к взрослости идёт с внешними и внутренними конфликтами и имеет специфический результат — неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении «формальной» зрелости. Итак, эта неподготовленность связана с отрывом от непосредственного опыта передачи взрослых ролей в ходе непосредственного общения в силу противоречивости норм, предъявляемых взрослым и детям.
М. Мид в своей теории сфокусировалась на социокультурных факторах в процессе взросления. Она первая описала процесс взросления у некоторых незападных народов, останавливала свое внимание на изучении бессознательных установок взрослых членов общества по отношению к детям, способов коммуникации между взрослыми и детьми, играм с детьми, а также способам руководства детьми. Кроме того, она доказала, что ребенок в любом обществе рождается с набором универсальных биологических задатков (беспомощность,