Ви є тут

Подготовка к непрерывному образованию как социальная функция института образования в современной России

Автор: 
Кондратенко Наталья Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
207
Артикул:
192043
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования непрерывности системы образования...................................16
1.1. Непрерывное образование в работах зарубежных и отечественных авторов.....................................................16
1.2. Преемственность как основной принцип функционирования системы непрерывного образования....................................53
Глава 2. Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа -вуз» в современной России......................................... 68
2.1. Профилизация образования на старшей ступени школы как механизм подготовки к непрерывному образованию..............68
2.2. Компетентностный подход в образовании как условие эффективной подготовки к продолжению образования........................93
Глава 3. Оптимизация процесса функционирования системы «школа -
вуз» в непрерывном образовании.....................................114
3.1. Региональные тенденции развития профильной школы..........114
3.2 Обеспечение преемственности общего среднего (полного) и высшего
профессионального образования..................................139
Заключение........................................................175
Библиография......................................................180
Приложения........................................................201
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях гуманизации, гуманитаризации, информатизации современного общества образование становится наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальную мобильность, адаптивность, конкурентоспособность личности, что
предопределяет необходимость всеобщности, доступности, непрерывности образования.
Непрерывность образования особенно актуализируется в трансформирующихся обществах, к которым принадлежит современная Россия. Ее интеграция в единое информационно-образовательное
пространство детерминирует реализацию концепции непрерывного
образования с учетом социокультурной специфики страны. Непрерывное образование определено в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы как «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества»1.
Подготовку к непрерывному образованию следует рассматривать как одну из основных социальных функций института образования. Особенно важным является реализация этой функции на стадии перехода от общего среднего (полного) к высшему профессиональному образованию, поскольку на данном этапе формируются мотивы и необходимые компетентности для обучения в течение жизни. В настоящее время институт образования в России не в полной мере выполняет обозначенную функцию, теоретические положения концепции не достаточно эффективно реализуются на практике, что обуславливает несоответствие качества подготовки выпускников школ
1 Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы [Текст] // Народное образование. - 2006. - № 1. - С. 244.
19
теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни;
в) престиж рождения или профессии»12.
Немецкий ученый отмечает, что формальное образование заключается не только в практическом и теоретическом обучении, но и в усвоении образа жизни. Следовательно, получаемое образование играет важную роль в социальном положении индивида, поскольку, с одной стороны, является источником социальной дифференциации членов общества, а с другой -сглаживает классовые различия.
Позднее П. Сорокин образование рассматривал в качестве основного фактора социальной дифференциации и социальной мобильности в обществе. Социальный порядок достигается с помощью таких социальных институтов, как семья, церковь, школа, политические, профессиональные организации и др. Школа, по мнению русско-американского социолога, осуществляет контролирующий процесс социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных страт, слоев. Целью социального контроля является распределение индивидов в соответствии с их возможностями успешного выполнения своих социальных функций. В работе «Социальная и культурная мобильность» П. Сорокин на примере китайской, индийской и английской школ прослеживает действие институтов образования как канала социальной вертикальной циркуляции13.
Институциональный подход является достаточно распространенным в социологических исследованиях образования. Сфера образования рассматривается как социальный институт в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько его функционирование в определенных рамках соответствует или не соответствует тем или иным современным потребностям общества14.
12 Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст] / М. Вебер// Социс. - 1994. - № 5. -С. 155.
13 Сорокин, П. Социальная и культурная мобильность [Текст] / П. Сорокин. - Человек. Цивилизация. Общество/ Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - С. 297 - 307.
14 Недзвецкая, Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления [Текст]
/ Е.А. Недзвецкая // Вестник РУДН. - Серия Социология. - 2002. - № 1(4). - С. 210.
20
Отечественный исследователь Г.Е. Зборовский под объектом социологии образования понимает реально существующую систему образования и информацию о ней. Следовательно, ее предметом выступает образование как социальный институт. В соответствии с институциональным подходом под образованием понимаем устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления определенных норм и принципов, социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляется обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией15.
Классик отечественной социологии Ф.Р. Филиппов также придерживался институционального подхода при рассмотрении такого социального явления как образование. По его мнению, социология образования «есть отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, социальные проблемы взаимодействия ее подсистем, связи и отношения систем (подсистем) образования с обществом, его социальной структурой и другими элементами». По его мнению, социальные функции системы образования в содержательном контексте выступают, с одной стороны, как «общечеловеческая и классовая природа», а с другой -определяются «конкретно-историческими условиями реализации этих функций». Совокупность социальных функций образования на каждом историческом этапе развития общества обусловливаются взаимодействием системы образования с основными сторонами общественной структуры, например, производственными и социально-классовыми отношениями, политической системой, духовной жизнью общества и личности и др. Социолог настаивает на том, что социальные функции не являются
15 Зборовский, Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию [Текст] / Г.Е. Зборовский// Социс. - 2000. -№ 6. - С. 21 - 29.