Ви є тут

Взаимодействие органов государственной власти и коммерческих структур в сфере социальной защиты коренных малочисленных народов Севера

Автор: 
Королева Юлия Александровна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2007
Артикул:
192048
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.....................................................2
1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА.....................15
1.1 Процесс огосударствления аборигенного населения в составе российской
ИМПЕРИИ....................................................15
1.2. Социальная политика Советского государства в районах Крайнего Севера.. 29
1.3. Влияние государства на коренные малочисленные народы Севера на современном этапе становления рыночной экономики................39
2. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА........................................54
2.1. «Социальный портрет» северных регионов как отражение современных условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.54
2.2. Исследование внутрисоциальных механизмов жизнедеятельности населения национальных поселков и сел Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Сахалинской области........................95
2.3. Механизмы взаимодействия органов государственной власти, коммерческих структур и коренных малочисленных народов Севера в сфере социальной защиты: позитивный опыт................................................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................133
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...............................................137
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...............................................157
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:..........................179
1
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, изменением социального статуса больших групп населения при переходе страны к рыночной экономике, которое повлекло за собой глубокие и необратимые перемены в социально-экономической структуре российского общества. Внешние факторы привели к серьезным внутренним деформациям, которые трансформировались в полную дезадаптацию коренных северных народов, их разобщенность, как на личностном, так и общеэтническом уровне. Ценности и цели, как этнические, так и общечеловеческие, а, тем более, рыночные, оказались одинаково чуждыми. В итоге, социальная неустроенность привела к девиации аборигенного населения, заболеваемости и смертности среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, усилению их маргинализации.
Во-вторых, социально-политическим феноменом стабильно низкого уровня жизни коренного населения богатейших северных регионов, который находится не только «за чертой бедности», но и полностью зависит от ответственности органов государственной власти и коммерческих структур, их взаимоотношений в сфере социальной защиты аборигенов. Главным образом, это связано с тем, что вектор экономики страны, на этапе становления рыночных отношений, ориентирован на разработку и освоение новых высокодоходных месторождений на территориях традиционного природопользования и расселения коренных этносов.
В-третьих, несоответствием реального содержания российского федерализма декларируемым конституционным, правовым и иным нормам, в результате чего федеративные отношения слабо наполнены социально ответственным поведением власти, бизнеса и граждан.
Современное российское общество интенсивно трансформируется, но характер этой социально-экономической динамики явно не соответствует как изначальному реформаторскому проекту, так и прогрессивным мировым
2
переселенцев с «инородческим» населением. В 1 БОбг^иркутской палатой гражданского суда перед центральной властью России впервые был поставлен вопрос о правах на добычу полезных ископаемых на землях, которые использовались «инородцами». Вывод комиссии, допускавшей свободную разработку недр на землях коренного населения, существенно ущемлял права аборигенов, но был подтвержден решением Государственного совета и получил одобрение императора.
Поэтому, именно «Положения об инородцах», принятое Российской империей, по нашему мнению, явилось первым шагом, направленным на социальную защиту коренного населения Севера. Прежде всего, это выражалось тем, что русскому населению запрещалось самовольное поселение на землях, отведенных во владение «инородцам», а аренда определенных территорий была возможна только по согласованию с сообществами.
Положением предусматривалось формирование органов самоуправления кочевых и бродячих инородцев. У кочевых сибирских инородцев каждое стойбище или улус, в котором было не менее 15 семей, имело родовое управление в составе старосты и одного или двух помощников. Староста избирался на общем собрании членов рода или получал это звание по наследству в соответствии с обычаями рода.26 Несколько стойбищ или улусов одного рода подчинялись инородной управе в составе головы, двух выборных и, если это было возможно, секретаря, который именовался письмоводителем.27 Инородные управы осуществляли надзор за родовыми управлениями и отдавали местные распоряжения,28 информировали полицию
24 О правах иноверцев, обитающих в Иркутской губернии, в разработке руд во владеемых землях. Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря Куломзииа комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области: Материалы. Вып.5: Приложения, С.-Пб, 1898 г, стр. 135-136.
25 Высочайше утвержденное мнение Государственного совета. Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря Куломзииа комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области: Материалы. Вып.5: Приложения, С.-Пб, 1898 г, стр. 136-137.
26 Положение об инородцах. Свод законов Российской Империи. С.- Пб., 1903 г, том 2, ч.1, тетрадь 7, ст.49
27 Положение об инородцах. Свод законов Российской Империи. С.- Пб., 1903 г, том 2, ч.1, тетрадь 7, ст.56
28 Положение об инородцах. Свод законов Российской Империи. С.- Пб., 1903 г, том 2, ч. 1, тетрадь 7, ст. 154
17
о происшествиях, принимали превентивные меры в отношении распространения болезней, падежа скота и лесных пожаров. К их ведению относилось распределение налога между стойбищами и улусами, его сбор и уплата. Эти органы вели учет членов рода и представляли отчеты по установленной форме.
У некоторых кочевых народов, в частности у бурят, существовал еще и другой уровень управления - степные думы. В состав каждой из дум входили главный родоначальник и избранные заседатели, число которых определялось на основании обычаев и потребностей.29 Головы инородных управ по должности являлись заседателями степной думы. В компетенцию думы входили следующие полномочия: учет населения, раскладка сборов, правильный учет сумм и общественного имущества, развитие земледелия и промышленного производства, различные ходатайства перед органами управления губерний.ЗО Формирование и деятельность органов самоуправления кочевых и бродячих инородцев находились под контролем органов управления гу берний. Кандидаты на замещение должностей старост, выборных, голов и заседателей утверждались губернаторами или другим руководством, а кандидаты на должность главного родоначальника -генерал-губернатором.31 «Положение об инородцах» содержало и другие прогрессивные нормы, но на практике они далеко не всегда соблюдались.
На бродячих «инородцев» «назначение земель по племенам и разделение оных по участкам»32не распространялось. Им отводились «целые полосы земли», которые отмежевывались от земель, принадлежащих оседлым жителям и кочевым «инородцам».
29 Положение об инородцах. Свод законов Российской Империи. С.- Пб., 1903 г, том 2, ч.1, тетрадь 7, ст.68 ,0 Положение об инородцах. Свод законов Российской Империи. С.- Пб., 1903 г, том 2, ч. I, тетрадь 7, ст.72
11 Положение об инородцах. Свод законов Российской Империи. С.- Пб., 1903 г, том 2, ч. 1, тетрадь 7, ст.118,119
52 Положение об инородцах. Свод законов Российской Империи. С.- Пб., 1903 г, том 2, ч. I, тетрадь 7, ст.37
18