Ви є тут

Конструирование социальной проблемы подростковой делинквентности в печатных изданиях Республики Татарстан

Автор: 
Макаров Александр Сергеевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
186
Артикул:
192071
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I. СМИ И ПРЕСТУПНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ Л 7 § 1. Основные теоретико-методологические подходы к исследованию
социальной проблемы преступности..............................17
§2. Теоретические подходы к исследованию освещения социальной проблемы преступности в средствах массовой информации.........43
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ: СПОСОБЫ И ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН..........................................71
§1. Основные способы освещения криминальных новостей средствами
массовой информации Республики Татарстан......................71
§2. Эволюция проблемы подростковой делинквентности в печатных изданиях
Татарской АССР и Республики Татарстан в 1979-1999 гг.........102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................157
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................164
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................181
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальные трансформации, произошедшие в России на рубеже 1980-90-х гг., внесли существенные изменения не только в экономическую и политическую системы российского общества, но также затронули сферу культуры. Это выразилось как в разрушении стереотипов и развенчании мифов советской эпохи, так и одновременном формировании новых, адекватных изменившимся условиям.
В первую очередь эти изменения в мировосприятии коснулись наиболее обсуждаемых сторон жизни общества, таких как участие в политической жизни, развитие экономических свобод, борьба с преступностью и т.д.
Если первые два направления предполагали личное участие индивида, то преступность (особенно в советское время) была латентным явлением, о реальных масштабах которого большинству советских граждан было практически ничего не известно. Если в городах-столицах союзных республик наравне с официальными существовали еще и альтернативные источники информации, то в провинции единственной заменой им могли быть только слухи и личный опыт. Данный факт способствовал устойчивости представлений о том, что «в СССР нет преступности». Содержание материалов СМИ Татарской АССР тех лет только подкрепляло эти представления. В конце 1970-х - начале 1980-х сообщения о преступности (на всех уровнях) в республиканской прессе были редкостью и появлялись только в постоянной газетной рубрике, такой как «Будни милиции» или «На страже порядка». Тем большим шоком для тогдашних функционеров был внезапный реальный рост организованной преступности, выразившийся, в первую очередь, в деятельности казанской организованной преступной группировки «Тяп-Ляп». В городе начался рост подростковой делинквентности, достигшей своего пика в середине 1980-х гг. и сошедшей на нет к началу 1990-х гг. вследствие «встраивания» молодежной преступности в криминальный бизнес.
ГЛАВА 1. СМИ И ПРЕСТУПНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ
§1. Основные теоретико-методологические подходы к исследованию социальной проблемы преступности
В современной социологии и криминологии существует масса подходов к исследованию молодежной преступности и деятельности делинквентных групп. Делинквентность, согласно социологическому словарю Н. Аберкромби и пр., определяется как «множество различных нарушений правовых и социальных норм от простого озорства до криминальных действий1». Устойчивым и общеупотребимым термином является «подростковая делинквентность», означающая высокий уровень правонарушений (влекущих за собой предъявление обвинения), совершаемых подростками в возрасте от 12 до 20 лет. Для объяснения причин делинквентного поведения исследователи обращаются к самым разным теориям, используют разную терминологию, тяготеют к различным дисциплинам и вследствие этого противоречат друг другу. Тем не менее, данное состояние социологической науки большинство исследователей2 считают вполне нормальными, даже извечным.
Во избежание научной путаницы и недопонимания в коммуникации социологическая наука предъявляет исследователям обоснованно высокие требования методологической четкости. Можно говорить о том, что осуществление таких исследовательских процедур, как определение понятий, построение различных классификаций и типологий, формулировка научных гипотез невозможно без определения общих методологических оснований исследования.
В самом общем смысле под методологическими основаниями можно
1 Аберкромби Н. Социологический словарь: /Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. - М.: ЗАО «Экономика», 2004.-С. 114
2 Bryant, C.G. Sociology in action / C.G. Bryant. - New York: Allen & Unwin, 1976; Bottomore, T. History of Sociological Analysis IT. Bottomore, R. Nisbet. - New York: Basic Books, 1978.
17
понимать систему общих принципов, подходов и методов, составляющих основу научного исследования1.
Очевидно, что выбор той или иной методологии во многом обусловлен многими факторами - объектом, предметом, предпочтительными методами исследования, и - не в последнюю очередь - социальной позицией исследователя, обращающегося к изучению тех или иных феноменов. На наш взгляд, наиболее популярные из используемых в современной социальной науке методологий соответствуют общенаучным (общесоциологическим) парадигмам.
Известно, что введение такого понятия как «парадигма» позволило провести более четкие границы между существующими социологическими теориями. Немецкий исследователь Томас Кун в своей работе «Структура научных революций» называет «научной парадигмой» существующие в каждой науке достижения, «которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности... и дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения»2. С его точки зрения, оформление парадигмы является показателем зрелости развития любой научной дисциплины, а развитие научного познания представляет собой процесс постепенной смены парадигм.
Если в естественных науках, как правило, господствует одна парадигма, то социальным наукам (в том числе и социологии) свойственна мультипарадигмальность, то есть успешное сосуществование в предметных рамках науки нескольких противоречащих друг другу теоретических направлений (о чем уже было сказано выше)
Авторами наиболее известных попыток типологизации парадигм в западной социальной науке являются Дж. Ритцер, А. Шиманский и Дж. Кинлох.
' Аберкромби H. Социологический словарь: /Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. - М.: ЗАО «Экономика», 2004.-С. 308.
2 Кун, Т. Структура научных революций I Т. Кун; пер. И. 3. Налетова. - М.: Прогресс, 1977. - С. 28.
18