Ви є тут

Образование как социальный ресурс интеграции в обществе социальных трансформаций

Автор: 
Никитенко Нина Васильевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192103
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Социальные проблемы развития образования 16
1.1.Развитие образовательной политики в контексте мировых 16 тенденций
1.2.Инновационные стратегии на рынке образовательных 35 услуг
Глава 2. Социокультурные ресурсы образования 53
2.1. Социальная экспертиза педагогической профессии 53
2.2. Стратегии интеграции субъектов образования в 82
контексте социальных изменений
Заключение 107
Список использованной литерату ры 113
Приложения 125
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В течение многих десятилетий, как известно, единственным агентом, полностью формировавшим «заказ» системе образования, как в России, так и в Казахстане, оставалось государство или монопартийная административно-командная система. Государству такого типа, как правило, не нужен критически мыслящий гражданин, способный к саморазвитию на основе собственной индивидуально-личностной программы, независимо и ответственно позиционирующий себя относительно государства и общества. Коренные социально-политические перемены начала 1990-х годов и сопутствующий им переход от просвещенческого дискурса к дискурсу образовательному отнюдь не повлекли решительного отказа от старой доминанты. Только сейчас обозначаются заметные перемены, в которых можно увидеть тенденцию к адекватному пониманию образования. Прежде всего, об этом свидетельствуют следующие предпосылки: достаточно зрелые объективные финансово-экономические возможности государства и частного бизнеса и локальная готовность профессионально-педагогических и гражданских сообществ к выработке и осуществлению новой образовательной политики на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Наряду с преимуществами динамичного развития образовательной сферы возникают проблемы, которые в настоящее время в должной мере не анализируются, однако требуют пристального внимания. Среди социальных и духовных оснований общественного развития ключевым в современной ситуации становится процесс образования во всем его многообразии. В качестве основной детерминанты образование влияет на весь ход общественного развития, определяет идеалы существования общества.
В результате демократических реформ в России и Казахстане стало очевидно, что в настоящее время образование способно выполнить свои интегративные функции только в том случае, если вся система в очередной раз
13
тупности образования и создания безбарьерной образовательной среды. Расширяются возможности и появляются прецеденты получения образования на протяжении всей жизни, признаются квалификации, полученные вне формальной системы. Образование является особой подсистемой социальной системы, основной функцией которой является воспроизводство личности адекватной требованиям динамично развивающегося общества.
2. Для современного образовательного пространства характерны модернизация стратегий на рынке образовательных услуг, обращение к педагогическим технологиям, позволяющим преодолеть закрытость образования, его непродуктивность, растущий разрыв между образовательной сферой и потребностями новой экономики.
3. В рамках института образования, педагогическая профессия представляет собой субкультуру, где учитель является основным агентом конструирования норм поведения и транслятором представлений в системе образования. Во взаимоотношениях ученик-учитель по-прежнему прослеживаются властные, но не партнерские отношения. Группы педагогов различаются их ценностными ориентациями, исходными профессиональными позициями, способами организации профессиональной деятельности и могут быть зафиксированы как их социальная типология: интеллектуальный, волевой, эмоциональный, организатор, авторитарный педагог, эгоцентричный, стереотипно зависимый, наблюдатель и субъектно-универсальный педагог; «новаторы»; «передовики»; «средние»; «педагог предпрошлого».
4. В системе школьного образования доминирует патернализм. Укоренены и широко применяются технологии воздействия, посредством которых поддерживается институциальная власть (обезличивание, давление, манипулирование, навязывание собственного мнения). Существующие стратегии интеграции школьников в образовательное пространство можно определять через следующие категории и показатели: статус и стратегии родителей (образовательный стат>;с, материальное положение семьи, взгляды родителей на
14
образовательные перспективы детей); стратегии поведения учеников в школе (отношение к себе, учителям, сверстникам, поведение и успеваемость); позиции и установки учителей и администрации школы (границы власти учителя, степень объективности позиции учителя).
5. Интервьирование родителей и учащихся общеобразовательных школ г. Саратова и г. Энгельса позволило типологизировать основные адаптационные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся: отсутствие навыков самостоятельной работы, неподготовленность, обусловленная предшествующим обучением, перестройка сложившихся привычек и навыков, сомнения в своих способностях, в правильности выбора, неуверенность, отсутствие навыков критического мышления. Основные жизненные стратегии учащихся: стратегия интеграция, избирательная или стратегия противопоставления, адаптация путем абстрагирования, манипулирование, пассивное приспособление.
6. Для более успешной интеграции организаторам образовательного процесса необходимо создание новых возможностей в системе школьного обучения, конструирования нового социального пространства, соответствующего основным принципам демократии, создание альтернативных форм организации учебного процесса, формирование адекватной современным требованиям общества среды школы, гуманизация, соблюдение прав человека, удовлетворение индивидуальных потребностей субъектов образовательного пространства, совершенствование методического обеспечения, способствующего освоению учащимися новой социальной общности.
7. Использование парадигмы мультикультурного образования позволит сделать переход к гражданскому самосознанию наиболее четким и динамичным. На фоне социальных трансформаций возникает необходимость в создании системы служб помощи для адаптации подростков к взрослой жизни -кадровые агентства, гражданские институты, социальные службы, а также