Ви є тут

Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов

Автор: 
Хилханов Доржи Львович
Тип роботи: 
роль хозяйственно-экономических и культурно-языко
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
306
Артикул:
192165
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этничности и этнической идентичности...............................19
1.1. Этничность, этнос и нация: содержание понятий и подходы к исследованию.......................................................19
1.2. Этническая, региональная и общенациональная
идентичность.......................................................42
1.3. Компоненты и факторы этнической идентичности..................73
Глава 2. Этнические границы: социальная и культурная
дистанции.........................................................103
2.1. Этническая граница как социально - философская проблема......103
2.2. Этническая идентичность и этносоциальная стратификация.......134
2.3. Моделирование социальной и культурной дистанции..............157
Глава 3. Производственные ниши этносов как фактор этнической идентичности......................................................177
3.1.Производственные ниши этносов в Забайкалье в
историческом аспекте..............................................177
3.2 Влияние современных процессов социальной модернизации на
производственные ниши этносов......................................201
Глава 4. Культурные и языковые факторы этнической идентичности......................................................223
4.1. Родной язык и этническая идентичность у бурят................223
4.2. Культурные факторы и этническая идентичность у бурят.........251
Заключение........................................................275
Библиографический список..........................................280
Приложение 1......................................................300
Приложение 2......................................................306
2
Введение
Актуальность темы исследования. Для современных мировых процессов характерны два противоречивых факта: 1) развитие и расширение экономических и политических структур (например, Европейский Союз), реально размывающее различия между этносами; и 2) экономическая и политическая модернизация, зачастую увеличивающая социальное и политическое значение этнических границ.
Первый факт обычно воспринимается как свидетельство того, что в современных межнациональных объединениях культурные, религиозные и этнические различия играют второстепенную роль. Второе наблюдение, основанное на изучении этнических сепаратистских движений в Квебеке (Канада), Уэльсе (Великобритания), Бретани (Франция), и Баскских областях Испании, свидетельствует о том, что процессы глобализации, напротив, укрепляют этнические границы. Обострение межэтнических отношении в мире связано во многом с процессом этнического возрождения. Это обуславливает растущий интерес к существованию феномена этничности. различным проявлениям и типам этнической идентичности.
Человек является носителем целою набора идентичностей - культурной, профессиональной, политической, религиозной, этнической, территориальной и др. В потенциале у нею есть бесчисленное количество возможностей для самоопределения. При этом у человека существует определенная иерархия идентичностей, которая может меняться под воздействием различного рода внешних факторов, в зависимости от доступных индивиду коллективных принадлежностей. В конце XX - начале XXI века «культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная поли гика складываются с учетом культурной близости и культурных различий»'. Это объясняется многими историческими фактами: распадом западной
1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывхи из книги) // Pro ct CoMra. 1997. - Т.2. - № 2,- С 142-143.
3
“примордиализм" принадлежит Э. Смиту, подразумевавшему под этим представление о глубоких исторических корнях этносов. Э. Смит определял этнос, как «общность люден, имеющих имя, разделяющих мифы о предках, имеющих совместную историю и культуру, ассоциированных со специфической территорией, и обладающих чувством солидарности»51.
Последователи Э. Смита сформировали так называемое эволюционно-историческое направление примордиалнзма и были склонны рассматривать этнос как социальную общность, где взаимная привязанность членов этноса достигается социально-историческим контекстом. Представителем данного направления является например, академик Ю.В. Бромлей, рассматривающий этнос как общность, имеющую, прежде всего, социальные характеристики. Этнос - это социальная группа, исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая, кроме того , совокупностью других признаков: обладанием единым языком и культурой, сознание своего единства и отличия от других12.
Л.Н. Гумилев, как представитель социобиологического направления примордиалнзма, критиковал теорию Ю.В. Бромлея за тезис о социальности этноса33. Для Л.Н. Гумилева этнос - не социальная группа, а явление природы, а точнее географии, связанное с ландшафтом и основанное на биологических характеристиках. Развитие этноса определяется территорией расселения и психобиологическими характеристиками пассионарности. В целом теория Л.Н. Гумилева основана на идеях биосферы В.И. Вернадского.
Наиболее радикальная версия прнмордиалистской позиции была выработана в рамках лингвистического национализма XVIII века немецкими романтиками Гердером, Гумбольдтом и Фихте. Они рассматривали этническую и национальную идентичность как естественную и неизменную. Человеческие существа рассматриваются как принадлежащие по своей
11 Smith Л. The Ethnic Origin of Nations.Oxford 1986.
Бромлей Ю В. Очерки теории этноса.-М., I9S3 ” Гумилев Л.Н. Чтобы свеча не погас.«»: Сборник ксе, интервью, стихотворений, переводов -М .2002.-С 8.
30