Ви є тут

Качество жизни населения провинциального региона современной России : по материалам социологических исследований в Читинской области

Автор: 
Щеткина Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
по материалам социологических исследований в Чити
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
215
Артикул:
192178
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ......................................................10
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию качества жизни..............................................................10
1.2. Качество жизни населения региона в контексте социологии неовитализма..............................................................37
1.3. Методика исследования показателей качества жизни населения Читинской области.........................................................56
ГЛАВА II. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2001-2006 гг...................67
2.1 Социальные показатели качества жизни населения Читинской области 67
2.2. Оценка показателей качества жизни населением Читинской области в 2004-2006 гг.........................................................93
2.3. Социальные проекты как основа реализации механизмов обеспечения качества жизни населения региона (на примере национальных проектов)...........................................................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................153
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................173
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Россия вместе с мировым сообществом вступает в новую цивилизацию, важнейшими характеристиками которой выступают прежде всего глобальные изменения в экономике, гуманизация основных сфер жизни, формирование постиндустриального общества, изменение роли образования, науки и культуры в обществе. Эти процессы способствуют повышению роли человеческого капитала, что требует изучения проблем качества жизни. Сегодня разрабатываются и внедряются различные программы повышения качества жизни индивидов и социальных групп, апробируются инновационные механизмы обеспечения достойного качества жизни населения. Качество жизни населения в настоящее время выступает и как стратегическая цель, и как важнейший показатель социального развития государства. В настоящее время многие исследователи ставят под сомнение доминирующее значение материальных факторов. В социальном развитии цивилизации приоритетное значение приобретает ориентация на конкретные интересы и потребности человека. Преодоление социальной дезинтеграции, маргинализации и неравенства населения становится главной задачей мирового сообщества. Постепенно распространяется понимание того, что высокое качество жизни является главным условием достижения социальной безопасности стран и мирового сообщества.
Другим фактором, влияющим на актуальность решения проблем качества жизни населения в России, является трансформация системы социальной защиты населения, осуществляемая в условиях социальной и административной реформ. Социальные преобразования последних лет оказали существенное влияние на представление о качестве жизни, привели к формированию иного отношения к вопросу о повышении качества жизни населения.
Изменения, происходящие в нашей стране, повлекли за собой существенное повышение роли регионов в осуществлении социальной политики, в частности, при внедрении механизмов обеспечения качества жизни населения. В настоящее время в регионах сформировались различные системы обеспечения качества жиз-
3
вают мысль о «гуманизации науки и техники», «гуманном планировании», < гуманном управлении», «гуманизации потребления» (Э. Фромм). Только за счет гуманизации можно снизить негативные последствия быстрого экономического роста и построить общество действительно нового качества жизни. Ряд авторов видит причину низкого качества жизни в приоритете техники над человеком (JI. Мэмфорд). Падение качества жизни связано и с тем, что техника, созданная человеком, оказалась враждебной по отношению к нему самому и к окружающей среде [113]. Немаловажным в решении проблем, связанных с качеством человеческой жизни, является еще и то, что современных людей необходимо научить наслаждаться нематериальными ценностями, поскольку у большинства способность к их восприятию атрофируется (Т. Скитовский) [123].
Таким образом, в ходе диссертационного исследования было выявлено, что представители пессимистического течения выступали с критикой современного общества. Многие исследователи в своих работах доказывали отрицательное воздействие техники и технологии на качество жизни человека, выступали против непрерывного экономического роста, боролись за гуманизацию науки и техники, которая позволит решить вопросы, связанные с качеством жизни населения.
Анализ различных позиций, сложившихся в рамках экономического подхода к анализу качества жизни, позволяет отметить, что их обобщающей характеристикой выступает рассмотрение качества жизни через уровень реализации материальных потребностей личности. Представители этого подхода рассматривают вопросы, связанные с влиянием экономического роста государств на качество жизни их граждан, разрабатывают системы объективных показателей качества жизни, предлагают экономические технологии повышения качества жизни населения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД играет огромную роль в исследовании проблем качества жизни. Формирование данного подхода началось в середине 70-х годов прошлого столетия, когда исследователи стали уделять более пристальное внимание «субъективному» (ощущаемому, воспринимаемому) качеству жизни, измеряемому субъективными показателями (Н. Далки, Ф. Конверс, А. Кэмпбелл, К. Терюн, О. Тоффлер, И.Н. Гуревич, Е.В. Давыдова, A.A. Давыдов, В. Татаркевич и др.) [52,69,148,165,217,223].
20
В рамках теории потребностей (Э. Аллардт, А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Ро-ждерс и др) [101, 156, 212, 219] высказывается мысль о том, что удовлетворение или неудовлетворение потребностей обусловливает оценку человека качества своей жизни. Качество жизни, согласно данной концепции, понимается как общее осознанное удовлетворение потребностей человека в течение какого-то времени (Т. Логотетти, А. Мишел, Ф. Кантор). Согласно взглядам А. Маслоу, можно сказать, что качество жизни повышается при удовлетворении потребностей более высокого порядка. В так называемой конкурирующей пирамиде потребностей (У. Телли) отрицается единственность вектора развития, направленного только вверх по всем ступеням удовлетворения потребностей [212]. Наоборот, взаимозаменяемость, своеобразная эластичность всех потребностей, создает потенциальное множество векторов изменения качества жизни. Другие исследователи (С. Макколла,
Н. Реймерс), изучающие качество жизни на основе потребностей, рассматривают его как своеобразную меру удовлегворения человеческих потребностей [156].
Отдельные представители «ощущаемого» качества жизни (Ф. Конверс,
А. Кэмпбелл, К. Терюн и др.) [52,223] занимались вопросами его оценки. Их позиция заключалась в том, что качество жизни может быть измерено субъективными показателями, которые могут быть выражены когнитивной компонентой (рациональной) и аффективной компонентой (эмоциональной). Когнитивная компонента состоит из оценки общей удовлетворенности жизнью и оценок удовлетворенности различными сферами жизни. При этом составляющие когнитивной компоненты представляют собой относительно независимые психологические реальности, поскольку формируются различными механизмами переработки информации. Аффективная компонента представляет собой баланс позитивного и негативного аффектов. К позитивным аффектам относятся ощущения счастья (баланс между положительными и отрицательными эмоциями), социальной поддержки (позитивное внимание, одобрение), личной компетентности (индивидуальное восприятие того, насколько успешно удается осуществлять ролевые функции). Негативный аффект выражается в ощущениях депрессии, тревожности, стресса [52]. Сторонники этого направления считают, что субъективная оценка качества жизни может быть выражена в таких понятиях, как «счастье - несчастье», «успех - неуспех», «удача -
21