2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения социальной адаптации инвалидов
1.1. Социальная адаптация инвалидов: понятие, сущность, типы......14
1.2. Позитивистские и феноменологические подходы
к изучению социальной группы инвалидов............................35
Глава II. Влияние средств массовой информации на процесс социальной адаптации инвалидов в современном российском обществе
2.1. Эмпирические типы социальной адаптации инвалидов.............47
2.2. Формирование средствами массовой информации образа инвалидов и его влияние на социальную адаптацию людей
с ограниченными возможностями здоровья............................76
Глава III. Совершенствование информационной политики государства в сфере социальной адаптации инвалидов
3.1. Информационные ресурсы социальной адаптации инвалидов........92
3.2. Технологии информационной поддержки инвалидов...............104
Заключение.......................................................114
Список литературы................................................121
Приложения.......................................................138
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена неразрешенными социальными проблемами трансформационного периода в России, связанными с ухудшением условий жизни отдельных социальных слоев, и необходимостью развития дополнительных средств социальной адаптации слабо защищенных категорий населения, в частности инвалидов, преодоления их социальной дезинтеграции. Инвалиды составляют довольно существенную часть населения: на I января 2005 года их численность достигла 10 979 ООО человек, то есть около 8 % всего населения России и имеет стойкую тенденцию к дальнейшему росту1.
В российской практике отношение государства и общества к инвалидам до сих пор проявляется исключительно с позиций социального прагматизма и функционализма. Определение человека через понятие рабочей силы обусловливает отношение к инвалиду как к нетрудоспособному и непригодному индивиду для процесса производства. Поэтому в общественном сознании получают распространение негативные стереотипы инвалидности, поддерживаемые, в том числе, и средствами массовой информации.
Актуализируется развитие в практике современного российского государства гуманистически-антропологического подхода, согласно которому инвалид - это лицо, имеющее Офаничения функций организма. В русле этого подхода решаются проблемы игнорирования обществом особых нужд инвалидов, отсутствия толерантности, преодоления дискриминации по признаку здоровья человека. Ставится проблема формирования и поддержания средствами массовой информации образа активного и социально включенного инвалида.
Средства массовой информации выступают важным фактором социальной адаптации инвалидов, не только определяя во многом их мироощущение, но и влияя на отношение общества к данной категории населения. Это актуализирует проблему социальной адаптации инвалидов
1 Российский статистический ежегодник. 2005: стат. сб. [Текст] /М. Росстат. - М., 2005. — 725с. - С. 254.
15
которым является механизм воздействия общности (группы) и общества на направленность поведения индивида. У.Томас и Ф. Знанецкий трактовали адаптацию как нечто универсальное и понимали ее как особый механизм, помогающий или дающий возможность выжить человеку в социальной среде. Путем анализа эмпирического материала, собранного методом случайной выборки, они смоделировали механизм адаптации индивида к среде, а также представили его различные варианты, соответствующие разным способам приспособления.
Механизм адаптации У.Томас и Ф. Знанецкий описали через понятие "социальной типологии"9, близкой, по нашему мнению, к понятию типизации у феноменологов. Человек в обыденном сознании, не рефлексируя, строит типологии, служащие ему установками поведения. Таким образом, типология выступает эффективным инструментом организации социальной жизни, "способом выведения алгоритмов опыта”. Первый шаг социальной адаптации - это оценка ситуации как стандартной или нестандартной. Стандартная ситуация требует привычного реагирования, стереотип которого формируется на базе личного или группового опыта. Следовательно, стандартная ситуация требует пассивного приспособления.
Иной случай имеет место в нестандартной ситуации, ключ к разрешению которой индивид не находит в личном или групповом опыте. Подобная ситуация стимулирует формирование активного или творческого отношения индивида к действительности (человек методом проб и ошибок приходит к собственному решению). Полученный опыт закрепляется в деятельности и помогает в дальнейшем реагировать на подобные ситуации.
Следующий этап процесса социальной адаптации - сравнение непривычной задачи с ранее решенными. Сравнение позволяет применить накопленный опыт и обогатить его за счет разрешения слагаемых новой задачи. Таким образом, выстраивается механизм типологии - движение от
9 Томас, У. Польский крестьянин в Европе и Америке [Текст] / У. Томас, Ф. Знанецкий /7 М., 1998. - С. 56.
16
более универсальных, абстрактных ситуаций - к конкретным.
У.Томас и Ф.Знанецкий предлагают первую в истории классификацию типов адаптирующейся личности:
1. Филистайн - конформист, ценит стабильность, способен только к пассивной адаптации.
2. Богемиан. Его черта - спонтанность поведенческих реакций. Богемиан склонен демонстрировать определенную степень адаптивности к новым условиям, но она не ведет его к новой целостной модели организации жизни".
3. Креативный - высоко адаптивный тип, ищет новых ситуаций в порядке расширения контроля над средой, с тем, чтобы адаптировать свои желания, стремления к постоянно меняющейся сфере социальной реальности". Данный характер предполагает принципиально иной механизм адаптации - приспособление через активность. Жизненная активность определена желанием нового опыта, осями активности выступают самостоятельно выстроенные цели, и именно эти цели определяют границы адаптации к требованиям среды.
Рассматривая развитие адаптивности как процесс, авторы представляли его следующими ступенями:
• детерминация характера врожденным темпераментом;
• организация личной жизни, при которой завершается процесс формирования характера;
• адаптация характера к требованиям общества и ближайшего окружения;
• адаптация индивидуальной жизненной организации к конкретной социальной организации.
Недостатком данной теории адаптации является ее биологизация, доминирование натуралистического подхода к проблеме адаптации.
Вслед за У. Томасом и Ф. Знанецким другие американские социологи,
- Київ+380960830922