2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональных стратегий личности................................21
1.1. Профессиональные стратегии как элемент жизненных стратегий личности..........................................................21
1.2. Структурный подход к моделированию профессиональных стратегий
личности.....................................................51
1.3. Профессиональное будущее в структуре профессиональных стратегий
личности.....................................................84
ГЛАВА 2. Факторы конструирования профессиональных стратегий личности в современных условиях.............................123
2.1. Социально-трудовое пространство конструирования профессиональных стратегий личности..........................................123
2.2. Образовательное пространство конструирования профессиональных стратегий личности..........................................163
2.3. Личностные факторы конструирования профессиональных стратегий.........................................................203
ГЛАВА 3. Конструирование профессиональных стратегий личности в системе социальных институтов современной России............232
3.1. Социальные технологии конструирования профессиональных стратегий личности....................................................232
3.2. Социальные механизмы конструирования профессиональных стратегий личности на рынке труда.....................................260
3.3. Инновационные формы деятельности социальных институтов по конструированию профессиональных стратегий личности..............293
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................326
БИБЛИОГРАФИЯ................................................338
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................356
3
Современное российское общество имеет, с одной стороны, черты переходного общества как неустойчивой системы, в которой отсутствует связь прошлого и настоящего состояния, но в то же время оно обладает и существенными характеристиками постсовременного общества. Это касается проблем нарастания сложности мира, возрастающей проблематичности его целостности, плюралистичное™ и исключительной роли выбора как социального феномена.
В обществе с такими характеристиками обнаруживается множество противоречий и конфликтов в связи с включением личности в профессионально-трудовую сферу в условиях рынка, получением квалификации, позиционированием в профессиональной жизни, развитием профессиональной компетентности и конкурентоспособности. Поиск путей и возможностей развития профессионализации, профессиональной социализации в постоянно изменяющихся условиях жизни требует методологических, теоретических и прикладных разработок в области профессиональных стратегий личности.
Возникает вопрос: «Своевременно ли сегодня, когда общество характеризуется чертами нестабильности, неустойчивости, не преодолено его кризисное состояние, ставить и пытаться решать проблему конструирования профессиональных стратегий личности?»
Подобный взгляд вряд ли является конструктивным. Нельзя не видеть, что нестабильность, изменчивость, вариативность, формирование новых состояний общественной жизни, профессионально-трудовой сферы обостряют стремление личности конструировать профессиональные стратегии, ориентироваться в профессиональной жизни.
В условиях меняющегося, трансформирующегося общества огромную социальную значимость приобретает именно феномен конструирования профессиональных стратегий личности, обеспечивающий ее профессионализацию, адаптацию к рыночным отношениям в профессиональной сфере, оптимальный выбор профессии, конкурентоспособность на рынке труда, карьерный рост и социальную защищенность личности.
Актуальность изучения феномена конструирования профессиональных стратегий личности в условиях современного российского общества обусловлена рядом причин:
39
правильно мыслить, распределять время, общаться, тем более правильно действовать, если отдельные жизненные процессы не связаны личностью в единую жизненную стратегию, которая помимо основной жизненной цели определяет и способ ее достижения [там же, с. 266].
3. Стратегия жизни предполагает не только сознательное и последовательное планомерное отношение личности к своей жизни, но и ее изменение в соответствии с изначальным планом (замыслом) и реальными социальными условиями. Вместе с тем, реальные условия жизни не являются раз и навсегда заданными и предопределенными. Они изменяются в ходе самой жизни; изменяется и сама личность как субъект жизненного ориентирования. Поэтому в понимание жизненных стратегий социальная наука вносит не только институциональный, но и личностно значимый (субъективно обусловленный) характер изменений. Очевидно, стратегия имеет место, когда речь идет о существенных изменениях жизненного пути личности, о сознательном преобразовании и построении собственной жизни. Следовательно, жизненная стратегия - это особый комплекс шагов, динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение и конструирование своей будущей жизни в соответствии с определенным планом и при помощи соответствующих способностей, поведенческих актов и технологий.
4. Личность является не только конструктором, но и экспертом собственной жизни, в особенности той ее части, которая обусловлена закономерностями развития системного мира социума. Из этого следует, что понять стратегию жизни - значит увидеть «глазами» самой личности современный социум, проникнуть вместе с ней в тайны различных миров (объективных и субъективных), каждый из которых имеет личностное и институциональное измерение. Для этого исследователи должны «расшифровать» личные конструкты людей, по-разному истолковывающих эти миры, реконструировать нормативные структуры их социальных отношений. С точки зрения теории
40
личных конструктов личные конструкты и представления составляют главное содержание личностного измерения жизни людей [там же, с. 75, 175].
Концепции стратегий и жизненных стратегий позволяет нам выстроить свое понимание профессиональных стратегий личности как структурного элемента жизненных стратегий. При этом жизненные стратегии мы рассматриваем как особый комплекс сознательных состояний и устремлений личности, реализующихся при помощи соответствующих способностей и технологических навыков, с одной стороны, и определенных социальных условий жизни, с другой. Такое понимание дает нам возможность определить профессиональные стратегии как динамическую систему перспективного ориентирования личности, направленную на сознательное изменение и конструирование своей жизни в контексте ее профессионального становления; как способ планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования своего профессионального будущего.
Исследование профессиональных стратегий личности и факторов их конструирования как движущих сил ее профессионального становления должно учитывать единство реальных идеальных, социальных и личностных, сознательных и подсознательных поведенческих проявлений стратегической деятельности личности.
С профессиональными стратегиями личности прямо и непосредственно связано понятие «профессиональное становление», которое показывает направление движения личности в пространстве и времени профессиональной деятельности, потребности личности в развитии и саморазвитии. Это понятие характеризует социальную мобильность личности, динамику ее активности в профессиональной деятельности и характеризует личностный уровень конструирования профессиональных стратегий. В процессе профессионального становления личности происходит реализация ее профессиональных стратегий.
При рассмотрении проблемы профессионального становления мы опи-
- Київ+380960830922