СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИЦ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКСА ..............14
1.1. Теоретико-методологический анализ социальных девиаций.....14
1.2. Методика, техника и организация социологических исследований
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИЦ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКСА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РЕГИОНЕ..............................43
Глава П. Специфика поведения работниц коммерческого секса в Алтайском крае начала XXI века............................... 61
, 2.1. Основные социальные характеристики и особенности поведения
работниц коммерческого секса в Алтайском крае в условиях распространения социально-обусловленных заболеваний.........61
2.2. Специфика отношения населения к проституции
* в Алтайском крае............................................99
2.3. Система противодействия распространению проституции
И СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
модернизации в Алтайском крае..............................133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................172
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................187
»
I
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы диссертационного исследования
Происходящие сегодня социально-экономические изменения, либерализация политических и духовно-нравственных отношений, массовое распространение гедонистических ценностей, снижение уровня социального и государственного контроля за аномалиями общественной и личной жизни являются факторами, способствующими распространению различных форм девиантного поведения (преступность, наркотизм, алкоголизм,
самоубийства, проституция и др.). Состояние, уровень и динамика социальных девиаций и их негативных последствий, в частности,
распространения социально-обусловленных заболеваний (наркомании,
психических расстройств, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, парентеральных вирусных гепатитов, инфекций, передаваемых половым путем и др.), служат своеобразным отражением социальной действительности.
Особо значимым является анализ проституции как социального явления на основе осмысления ряда причин и факторов ее распространения на современном этапе общественного развития, а именно:
социально-экономический кризис (обнищание значительной
части общества; массовая безработица; социальное расслоение;
маргинализация общества);
разрушение социокультурной среды (утрата традиций, разрушение моральных и поведенческих стереотипов; нарушение
самоидентификации личности; господство цинизма и социальной
несправедливости; потеря жизненных ориентиров);
изменение культуры половых отношений (коммерциализация интимной сферы, ранние сексуальные дебюты, незащищенный секс и беспорядочные половые связи);
тотальная пропаганда проституции, наркотиков кино- и видеофильмами, средствами массовой информации и шоу-бизнесом;
3
зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя». Сторонники радикальной криминологии (О. Турк, Р. Квинни, Д. Янг, И. Тейлор) считают, что девиации - результат противодействия нормам капиталистического общества и обусловлены социально-экономической природой капитализма [186, 189, 191].
Важно отметить, что наряду с разрушительными функциями девиация выполняет и созидательную, позитивную работу. Как отмечает крупнейший российский исследователь девиации Я. Гилинский «девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы» [37]. Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда «способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения». В случае, если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, «становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил», или провести переоценку социальных норм» [120]. Примером позитивного социального отклонения служит социальное творчество (научное, техническое, художественное, общественно-политическое и т.п.). Позитивное отклоняющееся поведение, лохмая, преодолевая устаревшие нормы и заменяя их новыми, прогрессивными, содействует развитию общественных отношений. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением достаточно подвижны. К тому же существует множество критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве таковых могут выступать общечеловеческие ценности, ценности данного конкретного социума, а также ценности данной субкультуры [34].
22
Современная социология девиантного поведения исходит из того, что проституция как социальная девиация рассматривается на разных уровнях и в различных аспектах. Так, на макросоциальном уровне проституция выступает в качестве системы общественных отношений, посредством
т* '*1
которых реализуются внебрачно-коммерческие формы сексуального поведения. Эта деятельность социально контролируется, организуется с помощью соответствующих институтов и нормативных комплексов. На социальном уровне проституция выступает как проблема общественного порядка, проблема социальной политики, проблема молодежи, проблема гендерной политики и т.д. Социальные характеристики проституции также анализируются на уровне участников процессов сексуальной коммерции -проституток, содержателей публичных домов, сутенеров, медиков, клиентов. Будучи порождением социально-экономических, культурологических изменений, проституция служит показателем, «зеркалом» общественного бытия и «качества» населения.
Проблема проституции много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция -многогранное явление в истории и культуре человека. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается многие века. До сих пор нет единого мнения о социальной сущности проституции и ее причинном комплексе.
Раскрывая социальную природу негативных явлений, следует отметить, что они, как и все общественные явления должны рассматриваться с учетом исторического развития, а также причин и условий, порождающих эти явления. Это позволяет выявить определенные закономерности их распространения на тех или иных стадиях развития общества.
Слово «проституция» происходит от латинского глагола «ргозйШеге» -«выставлять публично», что по смыслу совпадает с одной из бытовых
23
- Київ+380960830922