Ви є тут

Качество жизни инвалидов в контексте социальной политики

Автор: 
Нечаева Светлана Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192624
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................^..................................3
Глава 1. Качество жизни инвалидов в перспективе социологии...........19
1.1. Социологическое объяснение инвалидности.........................19
1.2. Социологические подходы к анализу качества жизни инвалидов в
контексте социальной политики :......................................37
Глава 2. Возможности независимой жизни инвалидов в контексте социальной политики и качества жизнедеятельности.................................53
2.1. Доступность окружающей среды как аспект качества жизни инвалидов............................................................53
2.2. Политика занятости в контексте качества жизни инвалидов 87
Заключение..........................................................104
Список использованных источников....................................115
*
3
Введение
Актуальность диссертационного исследования обусловлена растущей сложностью и остротой социальных проблем инвалидов в современном обществе. В период системных трансформаций происходит неизбежный рост социальной дифференциации, усиливаются процессы депривации, что актуализирует процессы социальной интеграции и поиск способов разрешения проблем, снижающих качество жизни населения. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В России сейчас около десяти миллионов граждан имеют инвалидность. Социологический анализ концептуальной основы и мер практической реализации социальной политики актуализируется в силу необходимости найти пути обеспечения достойного качества жизни инвалидов.
До 1990-х гг. отечественная социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, сводилась к предоставлению универсальных льгот, денежных выплат и услуг. В ] 991 году был принят закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», в котором впервые были представлены принципы социальной политики в отношении инвалидов и определено понятие инвалидности. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие в 1995 г. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих
16
альных групп, в частности, инвалидов, в социальной структуре общества, определяет их статус через механизмы распределения социальных 6лагу номенклатуру и объем предоставляемых социальных гарантий. Характер и объем бенефиций, в свою очередь, наряду с идеологическими факторами и уровнем самоорганизации общественного движения определяет репертуар социальной, политической и экономической активности инвалидов в направлении повышения качества жизнедеятельности.
4. Реализация инвалидами их прав как граждан социального государства зависит от степени участия государства в решении проблем инвалидов, вклада общественных движений инвалидов в формулирование социальной политики и общественного признания инвалидности как следствия социальной несправедливости, а не медицинского диагноза. Модель политики инвалидности, складывающаяся в современной России, характеризуется максимальной вовлеченностью государства в системное решение проблем инвалидов как миноритарной группы, подлежащей реабилитации и интеграции, при этом само общественное устройство не изменяется. Препятствие полноценной независимой жизни инвалидов - это представления об инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, то есть отождествление их с
#
неполноценными людьми. Активизация ресурсов самих инвалидов должна стать широко распространенным принципом социальной работы специалистов системы социальной защиты и субъективным основанием повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями.
5. Инвалиды находятся на особом положении в сфере занятости и трудовых отношений. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. №191-ФЗ инвалидам предоставляются более щадящие условия труда: они имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на особые условия груда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. С другой стороны, эти ^рантии выступают ограничениями и препятствиями для самореализации в сфере образования, занятости, профессиональной
17
карьеры: инвалиды являются по определению непривлекательными для работодателей, получая образование в специальных школах, оказываясь неподготовленными и немотивированными к получению высшего образования. Среди причин, снижающих качество жизни инвалидов посредством ограничения их социальной активности и конкурентоспособности на рынке труда - барьеры среды, трудности с передвижением, транспортировкой к месту работы, недоступность или неудобство различных объектов социальной инфраструктуры, отсутствие или плохое качество необходимых им технических приспособлений. В результате люди оказываются дспривированными от социального признания и образовательных прав из-за их низкого социально-экономического статуса, проблем с поиском работы и зависимости от статуса клиента.
6. Реализация законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов встречается с сопротивлением работодателей и инвалидов, не учитывает интересов предпринимателей и работодателей, механизм действия закона недостаточно продуман и отработан, в то время как занятость выступает ключевым условием независимой жизни и опосредует достойный уровень качества жизнедеятельности. Случаи отказа инвалидов от трудоустройства чаще всего связаны с объективными причинами - во-первых, с низкой и нестабильно выплачиваемой заработной платой, которая предлагается инвалиду, что делает ее менее привлекательным источником дохода но сравнению с государственной пенсией, пособием; во-вторых, с наблюдаемой в ряде случаев недостаточной объективностью бюро медико-социальной экспертизы, занижающей степень инвалидности и констатирующей трудоспособность человека, что расходится с настоящим уровнем его здоровья, а также тенденцией к лишению статуса инвалидности тех, кому удалось официально трудоустроиться; в-третьих, с несоответствием рабочих мест предписаниям службы медико-социальной экспертизы и возможностям самого инвалида.
7. Внедрение системы квотирования рабочих мест для инвалидов вступает в противоречие с уровнем технологического развития на большинстве