Ви є тут

Социальное конструирование достопримечательностей в туризме

Автор: 
Отнюкова Маринэ Сельбертовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2005
Артикул:
192634
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТУРИЗМА................................. 17
1.1. Туризм как социальный конструкт................. 17
1.2. Практики социального конструирования туристических ресурсов................................................... 46
Глава 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ТУРИЗМА В ПЕРСПЕКТИВЕ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ............. 75
2.1. Создание и воспроизводство достопримечательностей: социально-пространственные аспекты........................... 75
2.2. Взаимодействие бизнес-структур, власти, университетов и общественных объединений в конструировании туристических ресурсов.. 103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................... 130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................... 134
ПРИЛОЖЕНИЯ
147
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования определяется растущей значимостью туризма в различных пространствах общественной жизни. В экономической сфере, являясь прибыльным видом бизнеса, туризм способствует оптимизации экономических процессов: увеличению валютных поступлений и доходов, развитию предприятий транспорта, связи, питания, строительства, созданию рабочих мест, росту прибылей, приносящих данной местности или государству доход. Социокультурная значимость туризма раскрывается в сохранении культурного наследия и трансляции исторических ценностей, возрождении российского социокультурного пространства, освоении эффективных практик использования свободного времени, в построении и процессуальном обеспечении идентификационных практик, в поддержании здоровья людей. Туризм способствует повышению образовательного уровня и наращиванию культурного потенциала страны, региона, города или конкретного места. В социополитической сфере туризм способствует стабилизации межэтнических и международных отношений, возникновению взаимного интереса, толерантности и уважения между людьми различных национальностей. Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества поддержки развития туризма, в российских условиях он скорее остается рискованной инициативой, чем стратегическим социальным приоритетом.
Тенденции развития российского туризма в определенной степени отражают общемировые факторы. Фактор глобализации способствует разрушению оседлости современного человека и одновременно расширению жизненных перспектив населения; означает растущую взаимосвязь и взаимозависимость стран, увеличение масштабов международной торговли и туризма, расширение их сферы, охватывающей обмен не только товарами, но и услугами и символическим капиталом. Угроза мирового терроризма, природные катаклизмы, политические риски потенциально содержат в себе опасность свертывания туристических практик. Соответственно, наряду с обеспечением безопасности, созда-
14
Фиксация образа места через фотографию соединяет личную историю с исторической памятью. Реконструкция социального опыта поддерживается практиками фотографирования достопримечательностей.
7. Практики потребления туристических достопримечательностей делятся на типы потребления: визуальный и рисковый (трансформирующие габитус), а также рекреационный и глобализированный (практики поддерживающие габитус). В первом типе потребления характерны практики созерцания, для получения созерцательного опыта важно увидеть и тем самым присвоить достопримечательность. В этом случае тело подчинено идее зрения. Для второго типа потребления важен не образ достопримечательности, а практики рискованного действия, направленные непосредственно на тело туриста. В третьем типе практик тело рассматривается как инструмент потребления, здесь важны достопримечательности, способствующие физическому восстановлению туриста. Для четвертого типа достопримечательности теряют свой смысл, мобильность рассматривается как движение ради движения, нормой становится пространственное изменение повседневности, но практики осуществления потребления остаются везде одинаковыми.
8. Образование, выступая ключевым актором на поле туризма, способно объединить разнонаправленные интересы и консолидировать действия всех заинтересованных сторон: бизнес-структур, власти и общественных объединений. Образованию принадлежит инновационная миссия интеграции общества на принципах ответственности, солидарности и компетентности. Образование осуществляет, с одной стороны, подготовку кадров для туризма, несущих новые идеологии менеджмента туризма и формирующих новые туристические практики, с другой стороны, изменяет видение туризма у работающих профессионалов путем переподготовки, получения второго высшего и дополнительного образования. Более того, система образования предоставляет специфические арены для проведения конференций, семинаров, совещаний, презентации интересов и ценностей, что также служит задачам интеграции.
15
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется объективной необходимостью обнаружения и анализа социально значимых параметров конструирования достопримечательностей. Разработанная автором концепция социального конструирования достопримечательности способствует более глубокому пониманию системы социальной дифференциации, позволяет сформировать интердисциплинарное понимание природы и механизмов социального конструирования туристических достопримечательностей, углубить теоретические представления социологии пространства, города, досуга и туризма. Проведенное исследование вносит вклад в одно из направлений отечественной социологии - социологии туризма, расширяя перспективу социологического анализа пространственной мобильности. Результаты проведенного исследования обладают высоким консолидирующим потенциалом в контексте объединения усилий ученных и практиков для решения проблем пространственной организации социальной жизни. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при составлении туристических маршрутов и для создания привлекательных для туристов мест, в организации и управлении туристическими потоками, при разработке концепции стратегии развития туризма в пределах какой-либо территории или на уровне страны в целом, при планировании, прогнозировании, управлении городской территорией, досугом и туризмом, контроллинге организационных форм социальной деятельности, что может существенно улучшить качество жизни населения, способствовать городской интеграции. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Социология», «Социология досуга», «Социальная антропология», «Социальная работа», «Социология культуры», «Социология туризма», а также спецкурсов по социологии, посвященных проблемам российского общества, конструктивистской стратегии социологии, качественным методам исследования туризма.
Апробация работы. Основные положения, выводы, рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, за-