2
Оглавление
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования правовой социализации молодежи........................................17
1. 1. Понятие правовой социализации молодежи....................17
1. 2. Особенности правовой социализации молодежи и ее основные агенты..............................................!.................32
Глава 2. Макросоциальные факторы правовой социализации российской молодежи...................................................45
2. 1. Социокультурные основания правовой социализации молодежи России................................................................45
2. 2. Социальное развитие российской молодежи в контексте ее
правовой социализации.................................................63
Глава 3. Факторы и ценностные ориентиры правовой социализации молодежи крупного города: опыт прикладного социологического
исследования..........................................................89
3.1. Факторы правовой социализации молодежи крупного города................................................................89
3.2. Ценностные ориентиры правовой социализации городской молодежи.............................................................100
Заключение......................................................126
Литература......................................................132
Введение.
Актуальность темы.
Период структурных реформ в российском обществе характеризуется радикальными преобразованиями в рамках его правовой системы. В первую очередь эти преобразования затронули функционирующие в обществе правовые институты, что проявилось в закреплении в нормативно-правовых актах нового состояния экономики и организации политической власти. На институциональном уровне произошло сближение России с правовыми системами современности. В то же время процесс правовой модернизации не исчерпывается только преобразованиями правовых институтов. Для нас очевидным является то обстоятельство, что различные компоненты правовой системы могут изменяться неравномерно, вбирая в себя массу негативных черт, обусловленных системным кризисом переходного общества. По мнению ряда отечественных исследователей, процесс модернизации российского общества, составной частью которого является построение в России гражданского общества и правового государства, характеризуется противоречиями между институциональным и ценностным уровнем социальной организации общества. Не вызывает сомнений тот факт, что изменения на уровне ценностного сознания, как правило, происходят гораздо медленнее, чем перемены, связанные с функционированием основных социальных институтов общества, однако именно сфера сознания выступает важнейшим побудителем повседневного поведения на индивидуальном уровне. И только при условии трансформации этой сферы происходит постепенное формирование гражданского общества.
Постепенно все более очевидным становится то, что принятие многочисленных законов, регулирующих различные сферы жизни общества, еще не гарантирует их реального исполнения в социальной практике. Решающее значение здесь приобретает наличие в индивидуальном и массовом сознании установки на соблюдение закона, готовность
14
правовой информации для подростков наряду с семьей, является школа (колледж, техникум) и средства массовой информации: телевидение, радио, газеты. Современная российская молодежь четко осознает нехватку правовых знаний и мотивирует необходимость их получения стремлением адекватно ориентироваться в ситуации на индивидуальном уровне и участвовать в создании правового государства в собственной стране. В то же время система правового обучения в рамках учебных заведений среднего и среднего профессионального образования в настоящее время не в состоянии обеспечить учащейся молодежи получение правовых знаний на том уровне, который необходим для жизнедеятельности в условиях зрелого гражданского общества и правового государства. Не выполняют своей функции по правовому воспитанию молодежи и средства массовой информации. Более того, современные российские СМИ, стремящиеся, прежде всего, к получению материальной выгоды, стали заниматься не правовым воспитанием, а пропагандой образа жизни криминальных организаций, авторитетов криминального мира. Подобные практики наряду с другими причинами способствуют широкому распространению в молодежной среде делинквентного поведению, втягиванию представителей молодого поколения в преступную деятельность.
6) В более широком социальном контексте подобный характер функционирования основных агентов правовой социализации оборачивается существенными деформациями в сфере ценностного сознания молодежи. В частности, собранный нами эмпирический материал показал, что для учащейся молодежи города Ростова безусловное соблюдение закона не выступает в качестве абсолютного императива. В то же время, следование закону для молодых людей даже в случае несогласия с ним является прямым следствием страха перед наказанием; иными словами, именно наказание выступает для молодежи как основной мотивирующий фактор правового поведения. Подобное нигилистическое отношение к закону сочетается в
15
сознании молодежи с низким уровнем доверия к органам государственной власти, что в целом свидетельствует о воспроизводстве в сознании молодежи традиционных ценностей патриархально-подданической политической культуры, характерной для российского общества. Анализ зависимостей (корреляций) правового сознания и поведения молодежи от ряда объективных факторов, показал, что в наибольшей степени на ценностные ориентации молодежи оказывает влияние характер ее правового обучения; наряду с этим обстоятельством, ответы российских школьников характеризуются существенной дифференциацией в зависимости от социально-экономического статуса родителей и материального положения в семье.
Практическая значимость работы определяется потребностью анализа сложившейся в российском обществе кризисной ситуации в области правовой социализации молодого поколения россиян и необходимостью проведения соответствующей политики, направленной на повышение эффективности данного социального процесса.
Теоретическое значение работы состоит в дальнейшей разработке и конкретизации ряда ключевых категорий социологии и социологии права. В частности, результаты исследования позволяют углубить теоретические знания об общем процессе социализации молодежи и социализации в сфере права в условиях «общества риска». Достигнутый результат позволяет обосновать ряд мер по воссозданию и корректировке воспитательных задач, актуальных для современных институтов правовой социализации молодежи. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при разработке лекционных курсов в высшей школе: «Социология», «Социология молодежи», «Социология права».
Структура диссертации. Диссертационное исследование включает введение, три главы по два параграфа в каждой, заключение, список
- Київ+380960830922