2
Оглавление
Оглавление..........................................................2
Введение............................................................4
Глава 1. Раннехристианские росписи Херсонеса Таврического: предварительные замечания..........................................13
1.1. История раннего христианства в Херсонесе Таврическом ... 13
1.2. Образы и символы Небесного Царства в контексте раннехристианского погребального обряда............................26
1.3. Роспись, пространство и погребальный обряд в Боспорской
живописи...........................................................48
Глава 2. Раннехристианские росписи херсонесских склепов............71
2.1. Общая проблематика.......................................71
2.2. Росписи херсонесских склепов: форма и содержание 89
2.2.1. Архитектура и роспись Уваровского склепа.............89
2.2.2. Архитектура и роспись склепа 1909 года..............100
2.2.3. Архитектура и роспись склепа на земле Тура..........105
2.2.4. Архитектура и роспись склепа 1905 года..............114
2 2 5 Архитектура и роспись склепа 1903 года..............123
2.2.6. Архитектура и роспись склепа 1912 гола..............127
2.2.7. Архитектура и роспись 1907 1 ...................... 128
2.2.8. Архитектура и роспись склепа 1907 II................129
2.2.9. Архитектура и роспись склепа №1.....................131
2.2.10. Архитектура и роспись склепа №2....................137
2.3. Техника и технология росписей............................139
Г лава 3. Росписи херсонесских склепов в контексте художественной традиции и проблема датировки.....................................144
з
3.1. Росписи херсонесских склепов в контексте художественной
традиции.......................................................144
3.2. Художественные традиции и проблема датировки.........153
Заключение.....................................................162
Примечания.....................................................167
Литература.....................................................186
Список иллюстраций.............................................192
• Список фотоїрафий...................................................197
Список сокращений..............................................198
Иллюстрации и фотографии..............................Приложение
Итак, письменные источники подтверждают предположение о раннем распространении христианства на территории Северного Причерноморья и, в частности, в Херсонесе Таврическом. Археология пока не дает этому материального подкрепления. Однако по верному наблюдению А.И.Алексеевой и
A.A.Курбатова, в Малой Азии “ощущается почти такой же разрыв между нарративными источниками I века и эпиграфическими памятниками III века” [57], как и в Северном Причерноморьи. В Херсонесе же сама по себе сложная археологическая ситуация города, почти две тысячи лет существовавшего на одном месте, усугублена методологически невыдержанными раскопками XIX века [58]. Для нас важным является не процесс “широкой христианизации”, который, без сомнения, относится к более позднему времени, но самые первые ростки христианства в Херсонесе, его отдельные известные нам шаги [59]. Можно присоединиться к выводу, А.И.Алексеевой и А.А.Курбатова о том, что Северное Причерноморье следует относить к числу земель наиболее раннего в истории человечества распространения христианства [60].
1.2. Образы и симнолм Небесного Царства в контексте раннехристианского погребального обряда.
Росписи раннехристианских склепов Хсрсонеса Таврического представляют собой своеобразный локальный вариант раннехристианского искусства. Несмотря на то, что в них усвоены и переосмыслены под влиянием ближневосточных художественных традиций некоторые композиционные формулы босгюрской живописи, они следуют символическому мышлению, характерно му для изобразительного искусства древней Церкви. Росписи херсонесских склепов становятся понятны в контексте раннехристианских представлений о загробном мире и в связи с традиционным чинопоследованием раннехристианского поіребальноіо обряда.
Раннехристианский символ
Первоначально христианское искусство развивалось преимущественно как искусство символов. Об этом свидетельствуют немногие упоминания об искусстве в произведениях христианских апологетов [1], дошедшие до наших дней произведения раннехристианской эпиграфики, живописи, скульптуры [2]. Зачастую изображения сюжетного характера в раннехристианском искусстве также несут в себе символическое начало, свидетельствуют об иной реальности [3].
Символ стал полем встречи новой христианской культуры и культуры предшествующей. Через усвоение и внутреннее переосмысление символа происходило принятие и преображение античного наследия. На этом пути постепенно выработался положительный подход к осмыслению дохристианской культуры.
Понятие “символ” происходит от древнегреческого “огирРоХоу”, среди значений которого содержится указание на соединение, связь. Символ «связыва-
- Київ+380960830922