2
Содержание
Введение............................................................3
Глава 1 Системно-институциональные основы исследования высшей
школы и ее роли в едином образовательном пространстве..............15
§ 1. Системный подход к исследованию высшей школы в условиях
социальных изменений...............................................15
§ 2. Социальные критерии развития высшей школы в современном
обществе...........................................................40
§ 3. Принципы социально-пространственной характеристики
высшей школы......................................................61
Глава II Модернизация высшей школы и основные направления формирования единого образовательного пространства: региональный
аспект.............................................................79
§ 1. Институциональные изменения в системе высшей школы: стратегия модернизации...................................................79
§ 2. Социальные изменения высшей школы и условия их реализации в
регионах...........................................................97
§ 3. Программно-целевой метод реализации стратегии модернизации
высшей школы......................................................117
Заключение....................................................135
Библиографический список......................................143
Приложение....................................................163
ВВЕДЕНИЕ
Акту а л ьиость исследован ия.
Система образования требует серьезного и глубокого изучения в современном обществе. Уже в 60-х гг. XX в. специалисты поставили вопрос о кризисе системы образования как социального института, причем в разных странах этот кризис имеет свои особенности. Меры по перестройке образования (в том числе высшего), задуманные в СССР в 80-х гг., не дали значительных результатов или привели к неожиданным последствиям, что усилило противоречия, назревшие в системе образования.
Сейчас действует новое законодательство и складывается новая система управления в этой сфере. Однако еще остается ряд серьезных вопросов, решение которых требует глубокого и всестороннего анализа системы высшего и послевузовского образования. В условиях современной неопределенности, которая характеризует многие социально-экономические процессы в нашем обществе, трансформация старых систем приводит к новым разнообразным формам, а функции социальных институтов могут изменяться, наполняться новым содержанием. Все это вызывает необходимость нового подхода к изучению и прогнозированию многих социальных процессов и явлений, в том числе и к функционированию высшей школы. Необходимость обращения к проблемам высшей школы в нашем обществе исходит из того, что подготовка по некоторым специальностям и уровням образования в высшей школе пока не связана строго с потребностями экономики как в отраслевом, так и в региональном планах. Высшее образование оказывается скорее невостребованным, чем востребованным вполне. Востребованность идет в специалистах на уровне среднего профессионального образования и реже - на уровне бакалавра, подготовленного в течение 4 лег обучения в вузе. Это требует определения новых методов и стратегий управления развитием и функционированием высшей школы.
15
ГЛАВА 1.Системно-институциональные основы исследования высшей школы и ее роли в едином образовательном пространстве
§ 1. Системный подход к исследованию высшей школы в условиях социальных изменений
Понятие «система» основывается, прежде всего, на том, что в ее содержание входят элементы, которые взаимодействуют между собой. Эти качества подчеркивают известные зарубежные исследователи Р. Акофф, Т. Парсонс, Л. Берталанфи. Современные отечественные исследователи
А.Н. Аверьянов, И.Д. Андреев, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберг, Е.И. Морозов, Э.Г. Юдин и др. называют такие отличительные признаки системы, как целостность; наличие структуры, т.е. организацию системы; ее функционирование и развитие; наличие упорядоченных уровней; устойчивость; возможность самоорганизации и управления; способность ставить и достигать цели. Как известно, идеи о целостности, системности общества давно являлись предметом исследований в философии и социологии. Этому предмету посвящены различные социологические теории и парадигмы: «органическое целое» у О. Конта,«органицизм» у Г. Спенсера «механическая и органическая солидарность» у Э. Дюркгейма, «функционализм» у Т. Парсонса и Р. Мертона. Системные признаки изучаемых явлений и всего мира можно найти и у русских философов XIX-XX вв. По мнению
H.H. Страхова мир представляет собой гармоническое и органическое целое. Все в нем взаимосвязано, взаимно подчинено и составляет «иерархию существ и явлений». Мир - это организм, в котором все части составляют одно целое. Человек - центр этого организма [106, с. 100]. Богданов A.A. предложил новое научное направление, основанное на изучении систем и управлении ими, которое назвал «тектология» или «всеобщая организационная наука». Предметом тектологии являются универсальные типы и за-
кономерности структурных преобразований любых систем. Основная же идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных уровней. Самые разнородные явления объединены общими структурными связями на основании единства и объективности законов организации объектов [138, с. 121].
Организация, как отмечал A.A. Богданов, это целое, которое больше суммы своих частей [50, с.423]. Он же разработал идею о структурной устойчивости системы и ее условиях, а в самой системе увидел два вида закономерностей:
а) формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество;
б) регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества системы [138, с. 121].
Итак, чтобы исследовать какие-либо процессы или явления с позиций системного подхода, прежде всего, необходимо выделить составные элементы, затем увидеть, в чем проявляется их взаимосвязь, а также проанализировать, как связаны свойства отдельных элементов и свойства целого, составляющего систему. Это будет основой для познания тех закономерностей, по которым происходит развитие и функционирование данной системы.
Такие свойства и закономерности системы необходимо установить для эффективного управления системой, т.е. для целенаправленного воздействия на нее со стороны субъекта управления. Только на основе изученных тенденций развития системы можно сделать прогноз ее дальнейшего функционирования. Все это необходимо учитывать для выбора оптимальных вариантов управленческих решений.
Исходным, базовым понятием следует считать понятие системности, которое В.Г. Афанасьев определял таким образом: «Способность процес-
- Київ+380960830922