3
11
11
31
46
46
54
78
78
85
104
109
121
126
142
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Методологические принципы и методика изучения ценностей и ценностных ориентаций личности
1.2 Основные подходы к изучению ценностных ориентаций современного российского студенчества
ГЛАВА 2. СТУДЕНЧЕСТВО РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
2.1 Динамика структуры высшей школы
2.2 Коллизии ценностного сознания студенческой молодежи в современной России
ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
3.1 Социально-демографические и статусные характеристики выборочной совокупности
3.2 Ценностные установки и оришггации студентов
3.3 Социально - профессиональные ценностные ориентации студенчества и проблемы высшей школы
3.4 Ценность здоровья, проблема здорового образа жизни и досуг глазами современного студента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
/■
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России наблюдается становление новой социальной реальности. Трансформационные процессы охватили все сферы общественной жизни. Драматические общественно-политические и экономические изменения, начавшиеся в начале 90-х гг. XX в., воспринимаются общественным сознанием как постоянное нарастание кризиса
* общества. В то же время, в определенных социальных слоях еще сохраняется
, надежда на достойное будущее в рамках складывающейся социально-
экономической и политической системы. Многие продолжают верить, что с приходом к власти нового политического руководства России, наконец, начнет улучшаться положение дел внутри страны и повышаться ее престиж в современном глобальном мире.
В настоящее время высшее образование получает первое «постперестро-ечное» поколение молодежи, которое прошло все стадии социализации в 90-е < годы XX века. Ученым приходится сталкиваться с совершенно новой ценност-
ной моделью, являющейся базисом ценностно-ориентационного портрета личности. Следовательно, изучение ценностных ориентаций, жизненных планов и социальных проблем современной студенческой молодежи является наиболее актуальной задачей современных исследователей. Являясь переходной социальной группой, студенчество в ближайшее время станет основой нового в цен-
*
ностном плане интеллектуального слоя, который заменит современную россий-
ш
скую интеллигенцию.
Актуальным является и вопрос о профессиональных ориентациях студентов. С включением в экономическую жизнедеятельность общества их ценностные ориентации будут оказывать, а в некоторых случаях уже оказывают, огромное влияние на социально-экономическое развитие российского общества.
Социальные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, также ждут /* ( своего разрешения. Перед исследователями стоит проблема изучения вопросов,
1 связанных со здоровьем студенчества, с проблемами поступления в высшее
Основанием для типологии ценностей может служить их отнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным - простейшим первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность); интеракционистским - более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социапизационным -еще более сложным потребностям в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе, обществе, культуре; смысложизненным -высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.
По функциональному основанию, то есть по роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы, ценности делятся на интегрирующие и дифференцирующие. По этому же основанию можно различать одобряемые и отрицаемые ценности. В социологических исследованиях, обычно в качестве одобряемых принимаются тс ценности, которые поддерживаются большинством респондентов. Соответственно, отрицаемые - это те ценности, которые отрицаются большим числом респондентов.
В. Франкл на основании своей экзистенциальной теории ввел классификацию ценностей по основанию осмысленности', ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения.5
Для прикладных целей особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. В ней выделяются три основных элемента: ценностное ядро, структурный резерв, периферия, хвост.
Ценностное ядро - доминирующая в общественном сознании группа ценностей, которая интегрирует общество или иную социальную общность в некоторое целое.
Структурный резерв заключен между доминированием и оппозицией, он служит тем пространством, где наиболее интенсивно проявляются ценностные
5 См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутрилич-ностные конфликты.
Периферия включает в себя влиятельные оппозиционные ценности, разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающих наиболее острые конфликты.
Наконец, в хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры.
Следует различать индивидуальные и надындивидуальные ценности. Наличие надындивидуальных ценностей позволяет отдельной личности в ходе социализации выработать для себя индивидуальную иерархию, используя уже созданные и одобряемые в данной культуре базовые ценности.
«Различение надындивидуальных и индивидуальных ценностей можно в некотором приближешш сравнить с различением между конкретной религиозной системой и верой отдельного человека с его неповторимым пониманием системы, с его чисто индивидуальным переживанием смысла веры».6
В системе индивидуальных ценностей, так же, как и в индивидуальной вере человека на первый план выступает эмоциональный аспект личности, а в надындивидуальной ценности и в религиозной системе на первом месте оказывается когнитивный аспект.
В социологии ценность определяется как «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений».7
Понятие «ценность» конституируется из большого числа значений, которые включают в себя и утилитарные вещи, и духовные блага.
6 Ментальность россиян/Под ред. Дубова И.Г. М.: Имидж-контаюг, 1997. С. 29.
7 Социологический энциклопедический словарь / Ред. Осипов Г.В. М.: ИНФРЛ М - НОРМА, 1998. С. 403.
- Київ+380960830922