Ви є тут

Особенности государственной службы как социального института и ее функция реализации социальной политики

Автор: 
Разумовская Татьяна Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193088
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
ГЛАВА 1. Государственная служба как социальный
институт....................................... 14
$ 1. Институциональный подход к исследованию
государственной службы......................... 14
§ 2. Особенности государственной службы как
социального института.......................... 41
ГЛАВА 2. Реализация социальной политики государства как функция социального института государственной службы................................... ^
$ 1. Место государственной службы в реализации
социальной политики государства................ 70
$ 2. Государственные служащие как субъекты деятельности по осуществлению социальной политики государства............................... 95
ГЛАВА 3. Социальный статус государственных служащих
как компонент социального института............ 111
£ 1. Роль и условия развития статуса
государственных служащих в структуре социального института государственной
службы........................................ 111
£ 2. Основные направления развития социального статуса государственных служащих в ходе реформы государственной 139
службы....................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 152
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ......................................;....... 157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, данная тема представляет значительный интерес для социологической науки. В условиях трансформации общества и государства назрела необходимость дальнейшей разработки институционального подхода к изучению социальных структур, связанных с властью и управлением, как приоритетными общественными ценностями. Среди таких структур важное значение имеет государственная служба, поскольку она непосредственно удовлетворяет особо значимые общественные потребности в управлении и власти.
Во-вторых, в ходе социально-экономических и политических преобразований в стране возросла актуальность исследования деятельности социальных институтов по повышению уровня жизни населения, обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Государственная служба как социальный институт играет важную роль в решении этих задач, составляющих главное содержание социальной политики государства.
В-третьих, успешное функционирование любого социального института в решающей мере зависит от активности членов института, что во многом определяется их статусом. В связи с этим возросла необходимость проведения исследований статуса государственного служащего в системе социального института, разработки более эффективных направлений его формирования.
Актуальность исследования вытекает также из необходимости научного анализа процесса развития государственной службы Российской Федерации на современном этапе, осмысления сути происходящих в ней перемен и потребности в обоснованных рекомендациях по реформированию института государственной службы в целях повышения ее эффективности.
Степень научной разработанности темы исследования. Работы, посвященные исследованию государственной службы и ее взаимосвязи с обществом, содержат ряд научных положений, создающих теоретическую базу для углубленного анализа проблемы формирования социального
В научной литературе и законодательной практике закрепились деятельностный, системный и структурно-функциональный подходы к государственной службе. Каждый из них, имея свои специфические особенности, вносит, соответственно, свой вклад в исследование государственной службы. В то же время деятельностный подход к государственной службе играет свою позитивную роль, если удается наполнить эту «профессиональную деятельность» реальным содержанием, так как он ограничен в раскрытии потребностей, интересов, мотивов, стимулов, целей, процессов, системы, организации и т.д. Системный и структурно - функциональный подходы становятся наиболее адекватными к действительности при наполнении их статики динамическим содержанием.
Такую возможность дает социально-институциональный подход, преодолевающий одномерное понимание государственной службы, открывающий новые возможности для ее научного анализа и, главное, пути реализации ее социальной функции в обществе1, поскольку институт государственной службы как общественное явление представляет собой нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. В широком представлении государственная служба рассматривается в социологическом контексте, в ее значении социального института. Причем социологические проблемы государственной службы-это проблемы взаимодействия данного института с государством и обществом.
Анализ государственной службы как социологической категории позволяет очертить круг вопросов, важных для построения института государственной службы в демократическом государстве. В частности, выделяют следующие вопросы: каким образом потребности общества воздействуют на характер отношений государственных служащих? Какие типы поведения должны считаться дисфункциональными по отношению к общественным потребностям? Чем отличаются нормы и ценности государственной службы в многообразных этнокультурных регионах
1 КарпичсвВ.С. Социальный вектор государственной службы//Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. С. 91.
страны, а также при различных экономических, социальных, политических, идеологических условиях1?
Решение этих вопросов особенно важно в условиях коренного реформирования российской государственности, в том числе в ходе обсуждения и выработки правовых основ (законодательных и нормативных актов) построения института государственной службы, адекватного общественным потребностям. Требуется комплексный всесторонний подход к его исследованию и прежде всего это касается общественной потребности в государственной службе, которая в научной литературе пока слабо аргументирована, что не способствует преодолению ошибочного взгляда на государственную службу как явление второстепенное. Данный недостаток преодолевается институциональным подходом, который направлен на выявление общественной потребности в том или ином социальном институте, считая ее первым этапом процесса институционализации.
Автор институционального подхода американский экономист и социолог Торстейн Веблен считал, что движущей силой общественного развития являются институты: социальные явления, такие, как семья, государство, монополии, профсоюзы и т.п., или проявление общественной психологии, мотивы поведения, способ мышления, ставшие привычными для определенной группы людей или всего народа, - обычаи, традиции, привычки, а также правовые, этические и другие проявления, т.е. общепринятые образцы поведения и привычки мышления. Институционализму Т. Веблена присущ, во-первых, социальный подход к экономическим явлениям: он анализировал поведение и мышление социальных групп людей, обусловленные существующими социальными мотивами; во-вторых, он стремился вскрыть причины эволюции капитализма. В работе «Теория праздного класса» Т. Веблен писал: «Жизнь человека в обществе, точно также как и жизнь других видов, есть борьба за существование и, следовательно, представляет собой процесс отбора и
1 См: Зинченко Г.П. Социология госслужбы//Социологические исследования. 1994. №11. С. 142.