Ви є тут

Вещи как компонент пространства духовной жизни современной молодежи

Автор: 
Касенкова Надежда Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
193307
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................... 3
Глава I. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ВЕЩЕЙ И ВЕЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
§ 1. Возможная модель природы, атрибутов и морфем
социальной роли вещей.......................... 16
§ 2. Специфика методологических подходов к изучению атрибутов и природы вещей в истории гуманитарной мысли.... 45
Глава П. ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЬ-ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
§ 1. Современная общественная наука о вещах и их символах... 105 § 2. Особенности эмпирического изучения роли вещей в пространстве духовной жизни современной молодежи. 125
I •
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................... 172
ЛИТЕРАТУРА.......................................... 175
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................... 187
г
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования определяется принципиально высокой и стабильной ролью вещей в любой техногенной цивилизации. Предметная вещная среда всегда служила средством удовлетворения человеческих запросов; в процессе пользования вещами люди развивали новые способности, включали их в свой обиход, изменяя при этом последний. Вещи, как опредмеченная духовная субстанция, позволяли, как сузить, так и расширить личностные наклонности, создать новые потребности, придать вещам семиотический смысл и др. Такая роль определяется целым рядом очевидных социальных, экономических, политических и психологических факторов.
Во-первых, это стремительный и масштабный рост объема вещей в современном обществе, появление большого количества предметов, утилитарное и функциональное использование которых сведено к минимуму, либо отсутствует совсем. Устойчивое антропоморфное отношение человека к таким предметам и придает последним статус вещей, роль которых в образе жизни современных людей все очевиднее.
Во-вторых, процессы вещеобразования охватывают все новые сферы человеческого и общественного бытия, что проявляется, прежде всего, в укреплении индустрии «симулякров», виртуализации вещей, которыми теперь все чаще являются продукты духовного производства.
В-третьих, высокая степень отчужденности человека от окружающей его реальности, межличностная и внутриличностная отчужденность проявляются в отсутствии тяги к познанию и творчеству. В результате чего появилось большое число людей с ярко выраженным мещанским образом мышления, втянутых в процессы «вещизма» и машинерии. Все это стимулирует интерес к фокусным для данной работы1 проблемам.
В-четвертых, указанные процессы провоцируют противоположные тенденции роста интереса молодежи к культурным ценностям, часто в
18
которого произошло русское слово «вещь», в других языках имеет значение «голос», «речь» (лат.), «эпос» (греч.), «слово» (санскр.). С другой стороны, русскому слову «речь» соответствуют в словенском «гее» и польском «rzecz» значения «вещь», «дело», «предмет». Англосаксонское слово «with» означает «тварь», «живую или демоническую сущность», «вещь».
Подчеркнем, что такое «привнесение смысла» в термин, пожалуй, наиболее оригинальное; оно позволяет всерьез говорить о «поведении вещи», о том, что один и тот же предмет может быть разной вещыо для разных людей, что довольно близко к позиции автора.
В древних языках этимология слова «вещь» связана с понятиями «речь», «дело», «существо» (живое, демоническое). Подобная близость понятий обусловлена мифологическими представлениями о вещи в культуре. Так, в дописьменных культурах вещь наряду с устным словом служит средством выражения мифа, выступает носителем сакрального знания о мире, о котором
ос
она «вещает» посредством символики декора . В русском языке слово «вещь» имеет большое количество однокоренных слов, к примеру, «вещий» - это то, что предсказывает будущее, «вещун» - прорицатель, «вещать» и т.д. Иными словами, вещь - это то, что несет информацию, знание.
Энциклопедический словарь36 Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона трактует вещь в трех значениях. В широком смысле под вещью понимается все то, что имеет действительное и самостоятельное (физическое или метафизическое) существование. В этом смысле и духовное существо определяется как вещь, именно как вещь мыслящая (по Декарту - res cogitans), а также и подлинная сущность всякого бытия, безотносительная к познающему субъекту и к условиям его познания, называется вещью, именно вещью в себе или о себе (Ding an sich, по Канту). В более узком смысле вещами называются только предметы бездушные и «страдательные» в противоположность существам
35 Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сб. музея антропологии и этнографии. - Л., 1981. - С. 215-226.
36 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона т.6. - СПб., 1892. - С.162
i
19
одушевленным и деятельным. Наконец, в третьем значении понятию вещи противополагается понятие «свободного лица», и к вещам причисляются предметы хотя бы и одушевленные, но не имеющие нравственной свободы по существу (каковы животные), или же только лишенные юридической самостоятельности (каковы рабы или невольники); здесь под вещью подразумевается все то, что может быть чьей-нибудь собственностью.
Вещь, например, если автор правильно поняла идею А .Я. Райбекаса, определяется как «всякая определенная материальная реальность, существующая как нераздельность (целостность) многообразного. Вещью, стало быть, будет любой фрагмент материального мира, начиная от элементарной частицы и кончая звездной ассоциацией, метагалактикой или какой-либо еще более глобальной формой организации материального мира»37.
B.C. Барулин под вещыо понимает «объективно существующий предмет, который обладает определенными свойствами и отношениями, вытекающими из его собственной природы»38.
Данные определения, а также повседневное, бытовое общение свидетельствуют о том, что такие понятия, как «предмет», «объект», «вещь», «товар», «тело», «орудие» зачастую употребляются в качестве синонимов.
Таким образом, сейчас наиболее частными дескрипторами денотата понятия вещь являются:
- противоположность «духу»;
- предметность, материальность;
- то, что может быть собственностью;
- то, что может быть товаром;
- бездеятельность, неактивность;
- лишенность нравственной свободы;
- лишенность юридической самостоятельности;
- невозможность познать объект полностью («вещь-в-себе» по И. Канту);
37 Райбекас Л.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. - М., 1977. -С. 132
35 Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. - М., 1977. - С. 18
1