1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 2
Глава I. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ ОТЧУЖДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНОЙ МЫСЛИ................................................... 12
§ 1. Аспекты изучения отчуждения в социологии.... 12
§ 2. Социологические традиции изучения
феномена личности............................. 45
Глава II. ВОЗМОЖНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОТЧУЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ......................................... 79
§ 1. Проблемы моделирования социальных основ
и природы отчуждения.......................... 79
§ 2. Классификация и атрибуты современного
отчуждения................................... 101
§ 3. Эмпирические аспекты изучения отчуждения. 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 176
ЛИТЕРАТУРА............................................ 180
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................. 192
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность разрабатываемой проблемы.
Отчуждение представляет собой одну из самых сложных категорий в гуманитарной науке. На сегодняшний день существует огромное множество вопросов, связанных с этим противоречивым явлением.
Обозначим основные факторы, обуславливающие актуальность отчуждения как предмета исследования:
- до настоящего момента не существует единой общепринятой концепции отчуждения. Теорий, описывающих отчужденность в той или иной форме, существует такое количество, что целесообразно рассматривать даже не отдельные концепции, а объединять их в подходы. Многие из них противоречат друг другу, что провоцирует новые исследования отчужденности. Сложны для понимания, например, концепция человека, принимаемая в классическом определении отчужденности как потери некоторых человеческих свойств и качеств, соотношение индивидуального и общественного в генезисе и развития отчуокдения, механизмы функционирования отчужденности по отношению к социуму и индивиду;
- наиболее популярной на сегодняшний день теорией в описании отчужденности является марксизм. Но большинство исследователей отмечают тот факт, иго многие современные общественные реалии уже не вписываются в логику К. Маркса, механизмы социального взаимодействия и существования групп уже не те, что были двести лет назад. В конце концов, элементарная логика заставляет нас предположить, что со времен К.Маркса многое в нашей жизни изменилось, в том числе и отчуждение, что провоцирует дополнительный интерес к его природе;
- в современной общественной жизни, во многом ориентированной на рыночные законы, особенно важно изучение взаимодействия личности и отчуждения именно как общецивилизационной константы;
18
социального устройства. Иными словами для Просвещения отчуждение есть изменение качеств человеческой природы, а также присвоение ему определенных свойств (в данном случае социальных) посредством создания социальной системы на государственной основе. Для некоторых философов, как, например, для Руссо, важной характеристикой этой социальной системы выступала частная собственность.
Переоценить вклад следующего мыслителя в понимание проблемы отчуждения крайне затруднительно. Концепция отчуждения К. Маркса до сих пор считается классической и, пожалуй, именно у него понятие отчуждения впервые оформилось в законченную теорию.
Сама природа отчуждения, по мнению Маркса, заключается в трудовой деятельности человека, которая является одновременно и субстанцией, и основой отчужденности. Отчуждение, по Марксу, начинается с того, что человек опредмечивает свой труд в продукте труда, который ему уже не принадлежит.17 Подобное отчуждение Маркс рассматривает в двух ипостасях: «итак, рабочий становится рабом своего предмета в двояком отношении: во-первых, он получает предмет для труда, т.е. работу, и, во-вторых, он получает средства
1 о
существования...». Вследствие этого от человека отчуждается не только продукт его труда, но и сам труд становится чем-то противостоящим человеку, не принадлежащим ему. Отчуждение продукта труда от рабочего и отчуждение самой производственной деятельности Маркс объединяет под общим названием отчуждение труда.
Исходя из этого положения, Маркс приходит к выводу, что отчужденный труд, в свою очередь, отчуждает человека и от природы в целом, так как трудовая деятельность опосредует взаимодействие человека с природой в самом процессе производства через средства труда и заменяет природную среду в роли источника средств к существованию. По мысли Маркса, отчужденная трудовая деятельность приводит к самоотчуждению человека от своих собственных качеств.
11 Маркс К. Экономичсско-фнлософские рукописи 1844 года. Соч. Т.42. М., 1985. С. 41
'* Там же, С. 43
19
Собственник также подвергнут отчуждению. В первую очередь, если рабочий отчуждается во время деятельности, то «не-рабочий» существует в состоянии отчуждения, гак как не участвует в производстве вообще. Во-вторых, если рабочий имеет реальное отношение к своему, хоть и отчужденному, труду и продукту, то отношение «не-рабочего» к ним иллюзорно, а, значит, отчуждено. И, наконец, «не-рабочий» как бы катализирует отчуждение рабочего, отчуждая его продукт (что само по себе существует в деятельности рабочего), но против себя он это не делает, следовательно, он непреодолимо отчужден от рабочего.
Продолжая анализировать отношения рабочего и «не-рабочего», Маркс заключает, что рабочий, отчуждая от себя свою собственную деятельность, позволяет другому человеку присваивать деятельность, ему не присущую.19 Но только частная собственность не может быть причиной отчужденности, так как на ранних этапах развития целиком порождается этим отчуждением. Первопричину же отчуждения Маркс находит в разделении труда как основе любого производства.
Отчуждение, таким образом, есть объективный итог исторического развития, неотъемлемая часть человеческой жизни, возрастающая по мере развития исторического процесса. Но, гем не менее, Маркс отмечает не только возможность, но и необходимость его снятия. Для этого нужны следующие условия: огромный рост производительных сил, переход к обществу изобилия, уничтожение частной собственности, равное распределение продуктов труда. Но этого недостаточно, для полного снятия отчуждения следует также устранить само разделение труда как первопричину, ликвидировать разницу между физическим и умственным трудом, а для этого уже необходима смена самой сути процесса производства и отношения к нему человека. Труд из необходимости должен стать потребностью.
Подводя итог марксистскому пониманию отчуждения, стоит сказать, что главная заслуга Маркса состоит в развитии социально-экономического подхода к отчуждению, во вскрытии его социально-исторической природы. Он убедительно
19 Маркс К. Экономичсско-философскис рукописи 1844 года. Соч. Т.42. М., 1985. С. 43
- Київ+380960830922