2
Содержание
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования личности в
культурно-конфессиональном пространстве......................15
1.1. Традиционная культура и современность..................15
1.2. Религиозный пласт национальной культуры: мифологический и эпический уровни........................................... 41
1.3. Человек в системе этнокультуры. Феномен «адыгагьэ».....63
Глава 11 .Современность и формирование личности...................75
2.1. Трансформация культуры и личности под религиозным воздействием.................................................75
2.2. Трансформация этнофеномена «адыгагьэ»..................88
2.3. Векторы культурного развития на Северном Кавказе......103
Заключение.......................................................122
Список литературы.................................................... 127
3
Введение
Актуальность темы исследования. В кризисные моменты существования общества, этносов, культур, каковыми являются последние десятилетия российской истории, закономерным является повышение исследовательского интереса к этнокультурным проблемам со стороны философов, культурологов, социологов и других ученых не только с целью изучения их возможностей самосохранения и развития, но и прогнозирования, разработки вероятных моделей будущего развития. В этом плане в первую очередь интересна область формирования и динамики личностного и национального сознания. Для нашего же региона, как части целого, проблема сводится к исследованию особенностей духовной ситуации и, в его свете, специфике формирования современной личности.
Актуальность данной проблемы объясняется следующими основаниями:
Во-первых, событиями, связанными с многолетней войной на территории Чеченской республики, время от времени дающими отдельные всплески во вне. Эта трагедия, безусловно актуализирует выше сформулированную проблему.
Во-вторых, региональная ситуация в целом требует анализа состояния духовной сферы в различных национальных образованиях и соответствующей их оценки.
В-третьих, достаточно сильным, по сравнению с другими регионами, влиянием традиционной культуры на быт и самосознание проживающих здесь народов. Ее влияние на разные народы отнюдь не равномерно. Оно колеблется у разных народов от доминирующего (чеченцы) до убывающего (адыгейцы).
13
- определена специфика национального характера применительно к традиционной культуре;
- раскрыты характерные особенности базовых культурных характеристик, определяющих современную личности в полиэтничном и поликонфессиональном культурном поле;
- представлен и проанализирован механизм трансформации культуры и личности;
- определена специфика религиозной толерантности в поликонфессиональной Адыгее на основе концепции межконфессионального и (или) межкультурного диалога;
- предложена модель дальнейшего взаимодействия традиционной адыгской культуры и исламской религии. у?
На защиту выносятся следующие положения:
1. При всех трансформациях жизни этноса и культурной традиции неизменным остается «ядро» этнической культуры, как условия сохранения этносом своей идентичности.
2. Процесс адаптации отдельной личности и этнической культуры в целом к меняющимся условиям существования происходит на: а) уровне культурной адаптации человека к миру и б) уровне адаптации самого ядра культуры к меняющимся условиям существования этноса путем изменения традиции.
3. Взаимосвязь между внешними и внутренними проявлениями культуры этноса может быть охарактеризована при помощи выделения следующей структуры: 1) самосознание этноса и его интровертивное поведение; 2) экстравертивное поведение, позволяющее строить коммуникативные связи с другими этническими группами; 3) ментальность, определяющая единство и согласованность членов этнической группы. Эти элементы могут выступать составляющими этнической идентичности.
4. Существует несколько уровней идентичности, в которых актуализируется то один, то другой уровень.
5. Важной характеристикой социокультурной ситуации является поведение личности, которое можно разделить на экстравертное и интровертное, могущие трансформироваться друг в друга.
6. Одним из ключевых направлений воспитания личности современного типа должно стать формирование толерантности, являющейся необходимым условием межкультурного и межконфессионального диалога, без развития которого невозможно плодотворное и позитивное существование такого региона, каким является Северный Кавказ.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты и выводы диссертационной работы намечают перспективы системного изучения традиционной культуры с новых точек зрения через призму взаимосвязи ее этнических и религиозных компонентов.
Материалы исследования могут использоваться в преподавательской практике при чтении общих и специальных курсов по культурологии, философии культуры и религиоведению.
Апробация диссертационной работы. Основные положения и результаты исследования изложены в монографии, научных статьях и тезисах общим объемом 3,5 пл. Идеи и принципы диссертации были апробированы на научных конференциях и конгрессах.
Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, включающих семь параграфов, введения и заключения, списка литературы, содержащего 308 наименований.
- Київ+380960830922