Ви є тут

Материнство в неполной семье: личностные и социальные проблемы

Автор: 
Каменева Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
личностные и социальные проблемы
Рік: 
2003
Артикул:
193600
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
Глава I. Социокультурные условия формирования семей одиноких матерей 14
§ 1.1. Изменение института материнства как результат трансформации семейно-брачных отношений 14
§ 1.2. Материнство в современной семье 30
§1.3. Социокультурные детерминанты процесса формирования неполных материнских семей 44
Глава II. Статус и условия жизнедеятельности одиноких матерей 60
§2.1.Социальная характеристика жизнедеятельности одиноких матерей 60 §2.2 Поведенческие рефлексии одиноких матерей в ситуации жизненных затруднений 78
§2.3. Ценностные ориентации одиноких матерей в семейной жизни 100
§2.4. Проблемы и опыт социальной поддержки семей одиноких матерей 117
Заключение 128
Библиографический список 133
Приложение 149
Введение
Актуальность проблемы. Трансформация социальных отношений в современном обществе порождает новые формы семейных отношений. (28, 68). Возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структуру 94, 14, 67, 72, 74, 135, 172).
Подобные тенденции появились еще в 70-х годах XX века, когда нуклеарная семья вступила в полосу кризиса. Следствием ослабления внутрисемейных отношений, распространения внебрачных связей, спада рождаемости, увеличения разводов стал рост материнских семей.
Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулятивный характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством. (32, 97).
Женщины-матери успешно проявляют себя в различных сферах жизнедеятельности, растет их образовательный, культурный уровень, значительно расширяется круг профессиональных и социальных обязанностей, что существенным образом влияет на их материнские функции.(42, 46,45, 143, 165, 175).
Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных
Глава I. Социокультурные условия формирования семей одиноких
матерей
§ 1.1. Изменение института материнства как результат трансформации семейно-брачных отношений
Вопросы, касающиеся проблем брачно-семсйных отношений, положения женицин-матерей в обществе, их социального статуса, уже давно привлекают внимание исследователей.
В последней трети XX века интерес к ним резко возрос в связи с происходящими кардинальными изменениями в экономической и социокультурной сферах жизни общества, оказывающими исключительно большое влияние на человека, его положение на производстве, в быту, в семье. В связи с этим меняется отношение современной общественности к функциям и ролям женщин-матерей.
Некоторые исторически устоявшиеся и современные концепции и теории трактуют внутренний мир женщины как биологическое, психофизиологическое, представляя при этом его, как антисоциальный.. Женская психика рассматривается ими как совокупность анатомобиологических особенностей. Данными факторами объясняются причины социального положения, которое занимает га или иная женщина в обществе. Этими концепциями совершенно не учитывается социальное положение женщины в обществе, а все «беды» женщины приписываются её природе. Сейчас уверенно можно сказать, что процесс угнетения женщины оставил после себя весьма отрицательные последствия, которые до последнего времени продолжают отражаться на всей сущности женщины - ее интеллектуальном развитии, характере, физическом здоровье.
Русской православной культуре было присуще поддерживать относительно высокий статус женщины как матери, но при условии ее
полного самопожертвования в этой роли. С другой стороны, русской культуре, свойственно представление, что женщина должна была служить мужчине даже в ущерб детям. Характерным примером, мо1уг служить жены декабристов, отправившиеся в ссылку за мужьями, бросив детей в России. Многие из этих детей погибли, но тем не менее эти женщины превозносились как идеал самопожертвенного героизма в чисто женском смысле поведения. Но обычно все же ожидается, что именно дети для женщины станут главной ценностью, ее основным долгом (47. С.90-106.).
Важную роль в раскрытии социальной сущности материнства сыграли гендерная социология и феминизм, защищая жизненно важные права и интересы женщин. Они провозглашают принципы приоритета социальных интересов женщин вообще и женщин матерей в частности, осознания женщинами своей роли в обществе, в семье, отношения к политике и к государству. Признавая необходимость строгого учета биолого-физиологическис особенности пола, они ни в коей мере не отрицают социальной сущности женского поведения.
Феминизм, раскрывая опыт осуществления социальных функций женского движения, отстаивает социальные интересы жешцин-матерей, семьи, детей, защищает их от ущемления социальных прав. (77. С.9)
Следует признать, что отношение к материнству в традиции гендерных исследований, а так же в рамках феминистского подхода очень противоречиво. Одни авторы считают материнство основой неравенства женщин и их эксплуатации обществом. Материнство также объявляется агентом мужского в женском мире и в целом оценивается отрицательно, поскольку привносит в женский неагрессивный мир равенства властные отношения и стремление к достижению, присущие мужскому миру. Женщинам свойственно гордиться своими детьми, рассматривая их как достижения, при безграничной власти матери над маленьким ребенком.