Ви є тут

Студенчество и преподавательский состав вузов России в конце XX в. : Социокультурная динамика

Автор: 
Пугач Виктория Федоровна
Тип роботи: 
Социокультурная динамика
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
339
Артикул:
193664
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................5
Глава 1. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ...............19
1.1. Международные и российские доку менты о
человеческих ресурсах высшей школы...................19
■Щ 1.2. Отражение проблем студенчества и преподавательских
кадров вузов в научной литера туре...................27
1.3. Методология и методика анализа социокультурной
динамики студенческого и преподавательского состава вузов . 33
Глава 2. СТУДЕНЧЕСТВО РОССИИ:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ............................47
2.1. Общая характеристика студенческого
контингента вузов России.............................48
2.2. Анализ студенческих контингентов в разрезе отраслевой структуры вузов........................................ 62
2.3. Территориаяыгое распределение студентов..............66
2.4. Трудоустройство выпускников государственных
вузов России.........................................74
2.5. Динамика структуры студенчества
по группам специальностей и направлениям.............82
Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФРГЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСТВА..............................100
3.1. Демографический портрет российского студенчества....100
3.2. Формирование студенческих контингентов..............110
3.3. Образовательный уровень зачисленных в вузы..........117
3.4. Структура численности студентов по формам обучения 124
3.5. Миграция молодежи в связи с получением
высшего образования.................................132
щ
Глава 4. АНАЛИЗ И ПОСТРОЕНИЕ ФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ
СТУДЕНЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ 151
4.1. Общая характеристика и информационная база...........151
4.2. Факторная модель формирования студенчества педагогических вузов России............................155
4.3. Построение типологии педагогических вузов
в пространстве выделенных факторов....................158
Глава 5. АНАЛИЗ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............................169
5.1. Общая характеристика профессорско-преподавательского состава вузов России...................................169
5.2. Квалификационно состав преподавателей государственных вузов..................................................178
5.3. Профессорско-преподавательский состав негосударственных вузов России...........................................186
5.4. Особенности распределения профессорско-преподавательского состава вузов по экономическим районам.................191
5.5. Социально-демографический портрет преподавателя вуза.202
Глава 6. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ОТРАСЛЕВЫХ ГРУПП
ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.....................217
6.1. Структура преподавательского состава отраслевых групп вузов по видам занятости...............................217
6.2. Квалификационный состав преподавателей по должностям.231
6.3. Социально-демографический портрет преподавателя вуза.244
6.4. Квалификационный состав преподавателей
по отраслевым группам вузов...........................257
Глава 7. ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ.............................:.265
7.1. Факторная модель квалиметричсского описания
преподавательского состава педагогических вузов.......265
7.2. Построение рейтинга педагогических вузов
по особенностям кадрового потенциала..................273
описание каждой из групп человеческих ресурсов высшей школы. Используя синтез и основываясь на результатах предыдущего анализа, возвращаемся обратно к комплексной, целостной картине, но уже наполненной результатами предыдущего анализа.
Для реализации описанной логихи были использованы следующие методы исследования:
- анализ и синтез
- восхождения от абстрактному к конкретному
- сравнительный анализ
- сравнительно-исторический анализ
- генетический анализ
- математического моделирования.
Исследование базировалось также на следующих философских категориях, или всеобщих понятиях:
- взаимодействие
- единичное, особенное, всеобщее
- часть и целое
- внешнее и внутреннее
- форма и содержание
- отношение
- причина и следствие.
При этом учитывались такие теоретические принципы, или законы диалектики, как:
- единство и борьба противоположностей;
- переход количества в качество.
Социальная тенденция определяется как "наблюдаемое или выявленное в процессе научного анализа постепенное и устойчивое изменение поведения социальных слоев, групп, систем и т.д. в течение определенного периода времени"1.
1 Социологический энциклопедический словарь. Ред. Г.В. Осипов. - М., Инфра, М.-Норма, 1998, С.357.
В качестве оснований для анализа в диссертации выбраны следующие аспекты, срезы:
1. образовательно-квалификационные и должностные характеристики;
2. территориальные, или географические;
3. отраслевые;
4. государственные и негосударственные вузы;
5. гендерный аспект;
6. генезис студенчества от его формирования до трудоустройства выпускников;
7. возрастной состав.
Для социологического измерения каждого из выделенных аспектов необходимы определенные критерии, показатели. Остановимся на них более подробно.
1. Образовательно-квалификационные и должностные характеристики преподавателей включали структуру преподавательского состава по наличию ученой степени, ученого звания. Рассматривалась должностная структура преподавателей согласно показателям ведомственной статистики, а также отраслевая структура - особенности преподавательских кадров в вузах отдельных отраслевых групп.
Важным аспектом качества высшего образования является территориальное распределение преподавательских кадров в целом, в также наиболее квалифицированной их части - докторов и кандидатов наук.
Для студентов перечень рассматриваемых аспектов выглядит следующим образом:
- по виду предыдущего образования;
- по времени его получения;
- по уровню получаемого высшего образования;
- географические характеристики, распределение студенчества по отдельным территориям.