2
ОГЛАШЕНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава 1 Деятельность научной интеллигенции
в контексте инфовзанмодействия........................................................... 16
1.1 Интеллигенция как объект и субъект инфовзанмодействия..16
1.2 Социологический аспект деятельности научной интеллигенции... 31
1.3 Институционализация научной интеллигенции в России.....48
Глава 2 Научная интеллигенция на различных
этапах развития общества................................- 70
2.1 Научная интеллигенция в аграрно-традиционном обществе..70
2.2 Научная интеллигенция в индустриальном обществе........86
2.3 Научная интеллигенция в постиндустриальном (информационном) обществе..................................92
2.4 Научная интеллигенция современного российского
общества (80-е — 90-е гт.)..............................96
Заключение....................................................101
Список литературы.............................................109
3
Введение
Актуальность исследования. Интеллигенция как социальная группа, выполняющая особую функцию в обществе, уже давно является объектом пристального внимания со стороны исследователей. При этом существующие в современной научной библиографии понятия, представления, концепции и подходы, с помощью которых делается попытка познания сущности данного феномена, лишь отчасти способны ответить на вопросы, стоящие перед учеными. Это порождает новые всплески интереса к проблематике, связанной с существованием и деятельностью интеллигенции. Тема по-прежнему остается неисчерпаемой, как неисчерпаем интерес к ней со стороны научной общественности. Подобный информационный голод существует, с нашей точки зрения, благодаря двум основным факторам. Во-первых, это интерес общества в целом к своему будущему и связанный с этим интерес к тем социальным силам, которые способны его предопределить; во-вторых, это фактор самопознания и самоидентификации интеллигенции - эти тенденции, с неизбежностью возникающие в любой инсти-туционализовавшейся социальной общности и лежащие в основе ее мировоззрения и деятельности.
Общим местом концепций социального развития является предположение о наличии определенной динамики в этом процессе. После констатации этого положения начинаются разногласия, каково направление этого развития, какова финальная точка и существует ли она вообще, каковы движущие силы и можно ли корректировать этот процесс? Эти, и другие подобные вопросы находят свое отражение в разнообразных социологических теориях, начиная с взглядов Платона и Аристотеля, и заканчивая взглядами социологов конца двадцатого века.
Раздумья над судьбой той или иной человеческой общности (цивилизации, культуры) или человечества в целом волнуют не только ученых и
и
конструировании реальности. Но тогда приходится признать, что ученые производят не объективное знание, а лишь его подобие, в которое вносят коррективы конкретная политическая ситуация, содержание культурных образцов и социальных норм. Мотивы научной деятельности в этом случае не поиск абсолютной истины, а завоевание и сохранение определенного социального статуса. Таким образом, так называемая новая социология научного знания ставит проблему изучения конкретных социокультурных контекстов, в которых протекает деятельность институтов науки. Исследователи, работающие в рамках данной парадигмы, в качестзе объектов исследования используют замкнутые эпизоды в истории науки. В российской библиографии примером этого могут служить работы Л.М.Косаревой,
Н.И.Кузнецовой и других.
Еще одной важной проблемой, разрабатываемой в контексте парадигмы новой социологии знания, является исследование проблемы «скрытого», неформализованного знания и его значения в деятельности исследовательских коллективов (М.Поланьи, Г.Коллинз).
Таким образом, в завершении библиографического обзора разработки научной проблематики, связанной с деятельностью интеллигенции в целом и научной интеллигенции в частности, можно сделать следующие выводы: во-первых, существуют различные и зачастую противоречивые подходы к трактовке самого феномена интеллигенции, во-вторых, как в западной, так и российской библиографии, традиционными объектами изучения, в контексте данной проблемы, являются обоснование возможности получения объективного знания (философско-психологический подход), морально-этический и ценностный аспект деятельности научной интеллигенции в обществе (социально-философский подход), проблема определения структуры и функций интеллигенции (макро социологический подход), проблема влияния историко-культурного и политического контекста на производство научного знания (микро социологический подход), в третьих, сущест-
12
вующие направления в исследованиях, предлагая свои ответы на стоящие вопросы, не лишены внутренних противоречий, что стимулирует появление новых работ по изучению феномена интеллигенции, которые можно отнести как к традиционным (ортодоксальным), так и синкретическим.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования яв-ляется_социальный слой научной интеллигенции.
Предмет исследования. Предметом предлагаемого диссертационного исследования является деятельность научной интеллигенции в контексте информационного взаимодействия на социетальном уровне.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретико-методологический, информационно-социологический анализ специфики участия научной интеллигенции во взаимодействии социальных систем подсистем.
Задачами, от решения которых зависит реализуемость цели данной работы, являются:
1. Определение структурно-функциональных особенностей существования научной интеллигенции в обществе.
2. Комплексное рассмотрение факторов, определяющих реализацию социальной функции науки и научной интеллигенции;
3. Изучение особенностей онтогенеза как западной, так и российской научной интеллигенции, а также их влияние на ее функционирование.
4. Исследование диалектических закономерностей изменения субъектно-объектного статуса научной интеллигенции в процессе социального взаимодействия.
Методология диссертационного исследования.
Методологическим фундаментом, данного диссертационного исследования являются постулаты и парадигмальные представления информо-логического подхода к познанию социальной действительности. Основные
- Київ+380960830922