Ви є тут

Особенности языковой социализации студенческой молодежи в логосфере культуры современного российского общества

Автор: 
Акопова Каринэ Алексеевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193693
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СIУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ............................. 16
1.1. Лотсфера культуры в транзитивном российском обществе..... 17
1.2. Ключевые концепты культуры как ядро леи осферы........... 41
1.3. Языковая социализация студенческой молодежи в системе высшею
профессионального образования................................. 54
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ Л01 ОСФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОЫЦЕС1ВА НА ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СI УДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................. 72
2.1. Гендерные особенности языковой социализации в среде студенческой
молодежи...................................................... 73
2 2. Языковая социализация молодежи в коммуникативном пространстве современных средств массовой информации........................ 94
2.3. Специфика билингвальиой социализации студенческой молодежи в системе
высшето профессионального образования......................... 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 139
СПИСОК ЛИ 1ЕРА1УРЫ............................................ 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................. 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................. 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.................................................. 164
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.................................................. 166
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.................................................. 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.................................................. 171
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Во все времена любое государство стремилось к формированию и развитию единого языка на всем своем пространстве и обучению этому языку своих граждан, поэтому языковая социализация молодежи всегда была важной и актуальной задачей любого общества.
И хотя язык является достаточно медленно меняющейся системой, во многом отстающей от социальных изменений, происходящих в обществе, в переломные моменты, сопровождающиеся кардинальными изменениями ценностного общественного сознания, скорость смыслового преобразования логосферы культуры значительно возрастает. Более тою, переворот в социальном сознании зачастую инициирован и обусловлен переосмыслением ключевых культурных концептов в сознании молодою поколения. По определению Д.С. Лихачева, концепты - это «...некоторые «потенции» значений, облегчающие общение и тесно связанные с человеком и его национальным, культурным, профессиональным, возрастным и прочим опытом» .
Современное российское общество характеризуется как общество риска, для которого свойственна ситуация исключения молодежи2, что увеличивает вероятность формирования агрессивности субкультурных молодежных групп. Логосфера культуры, в которой оказалось сегодня молодое поколение, характеризуется гетерогенностью, подвижностью, когда употребление укорененных концептов неравноценно современным языковым конструкциям. Эти процессы порождают смысловую разноголосицу, артикулирующую проблему выбора адекватного словаря. Общество озабочено поиском механизмов, позволяющих эффективно использовать средства вербальной коммуникации в целях снижения агрессии в обществе в целом и особенно ею молодежною сегмента.
1 Лихачев Д С Коние1посферар>сского языка/Опсориисюпесноаи кар>кт)р<? текста Литология М, 1997
т
" Ч\про<( Н И, Зубок ЮЛ , Уильямс К Моилел!» в обществе риска М , 2001
16
ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Человек - существо общественное. Чтобы жить, реализуя свои потребности, он стремится объединиться с себе подобными. Это объясняется социокультурными причинами, связанными с тем, что социализация человека носит исключительно искусственный характер и ег о личность (социальное лицо) формируется только в среде других людей. Социализация не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые социологические реакции и формы активности. Функциональное значение такого формирования способностей, навыков и знаний индивида
состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию,
обеспечить их предстоящие взаимодействие и взаимопонимание21.
Вопросы социализации молодого поколения всегда волновали и 1 волнуют общество, поскольку от того, в каких условиях проходит
социализация молодежи, каким влиянием она подвернется в ходе этою процесса в конечном итоге, зависит и существование всего юсударств в недалеком будущем. На процесс социализации молодежи оказывают влияние различные социокультурные факторы, одним из важнейших, как представляется, является формирование языковой личности, ведь язык -это необходимое условие и средство социализации индивида. С помощью * языка индивид входит в общество, при этом он не только воспроизводит
элементы и черты этнокультурного миропонимания, но в определенной степени формирует их. В своем знаменитом “Логико-философском трактате" Л. Витгенштейн писал, что “границы моего языка определяют границы моею мира", а Хайден ер называл язык “домом бытия“. Собственно говоря, “дом бытия“ - это лоюсфера культуры, в которой
I ----------------------
24Почкой ЮГ. Мостовая //В Социология Учебник лля в>юн / Под рел лроф В И Добрейший -М I арларика, 1998
17
постоянно происходят трансформационные процессы, связанные с социально-культурными, экономическими, политическими изменениями в обществе, поэтому языковая социализация современной молодежи происходит в иной по сравнению с предшествующими поколениями логосфере.
Цель данной главы - исследовать процесс становления языковой социализации молодежи в период получения ею высшего образования, охарактеризовать состояние логосферы на современном этапе развития российского общества и ее влияния на языковую социализацию.
1.1 Логосфера культуры в транзитивном российском обществе
В любом мире культуры, который окружает человека, выделяется особый мир слов - логосфера. Он включает в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Логос Ороч, logos) - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально. Р.Бартом развита идея «логосферы» как вербально-дискурсивной сферы культуры, фиксирующей в языковом строе специфику ментальной и коммуникативной парадигм той или иной традиции. Логосфера -речемыслительная область культуры в более широком значении - вся офомная область культуры, наполненная «словами и значениями».
Логосфера-единая структура мысли и речи, общие принципы, которые определяют эту речемыслительную, или мыслеречевую структуру. Как можно убедиться, рассматривая тонику речи и составляющие топику смысловые модели, в организации мысли и организации речи прослеживается некий общий порядок, некие общие законы, некие общие принципы.