Ви є тут

Условия быта как фактор влияния на качество трудовой жизни городского учителя : на примере города Набережные Челны

Автор: 
Мугинова Назира Халитовна
Тип роботи: 
на примере города Набережные Челны
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
228
Артикул:
195294
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования...............16
качества трудовой жизни................................................16
Раздел 2. Объективные условия и субъективные факторы трудовой жизни
городского учителя.....................................................59
Раздел 3. Механизм влияния бытовых условий на качество трудовой жизни
городского учителя: социально-экономический аспект.....................96
Раздел 4. Оптимизация условий быта городского учителя: предпосылки и
основные направления..................................................133
Заключение............................................................166
Список использованной литературы......................................181
Приложения............................................................202
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает период трансформации всех сфер жизнедеятельности. Социально-экономические перемены ведут к изменению условий, способов и форм удовлетворения материальных и культурных потребностей членов общества, в том числе - к изменениям в бытовой сфере. По сравнению с другими сферами общественной жизни быт не является пассивным отражением экономических, политических и культурных процессов, а является результатом их совокупного воздействия, и, в свою очередь, опосредованно влияет на эти процессы.
В быту человека свое отражение находят практически все стороны функционирования общества и личности: в процессе приобщения к культурным ценностям быт взаимодействует с духовной сферой; именно в быту формируется и удовлетворяется значительная часть социальных потребностей человека; взаимосвязь с экономической сферой выражается в приобретении разнообразных предметов и услуг. Все перечисленное, а также многообразие потребностей, интересов и способов их удовлетворения актуализируют проблематику быта. Изучение закономерностей социально-экономического развития, состояния бытовых условий жизни позволяют оценить реальное поведение различных групп населения, их отношение к материальным и культурным ценностям. Анализ тенденций в сфере быта помогает наметить наиболее целесообразные пути, методы и формы воздействия на повседневнобытовую деятельность людей, оценить изменения, происшедшие и происходящие в обществе, найти научное решение проблем рационального потребления, проблем досуга и других сторон быта, а также оценить эффективность проводимых государством мероприятий по повышению качества жизни социальных групп через призму бытовых условий членов общества.
3
нравственные способности. Соответствующее качество трудовой' жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение' от трудовых достижений в результате самореализации-и самовыражения.
Качество трудовой жизни характеризуется рядом элементов
1. Работа должна быть интересной, т.е. характеризоваться высшим.уровнем организации и содержательности труда.
2. Работники должны получать справедливое вознаграждение за труд и-.признание своего труда.
3\ Работа должна осуществляться в безопасных и- здоровых
условиях труда.
4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться- всегда, когда в нем возникает необходимость.
5. Обеспечение возможности использования; работниками социально-бытовой, инфраструктуры предприятия, включая бытовое и медицинское обслуживание.
6. Участие работников в принятии решений, затрагивающих их работу и интересы.
7. Обеспечение работнику гарантий работы (правовая защищенность),' возможности профессионального роста и развития дружеских взаимоотношений с коллегами.
Таким образом, качество'трудовой жизни - степень удовлетворения' личных потребностей и интересов работника посредством, труда в конкретной организации: Качество трудовой жизни является индикатором благосостояния и реализации интеллектуального потенциала личности.
Специфика социологического подхода к изучению, проблем-качества трудовой жизни городского учителя и влияния на' них фактора условий быта предполагает системное рассмотрение* объекта исследования^ т. е.
21
качества трудовой жизни городского учителя, где элементами системы выступает совокупность факторов, влияющих на качество трудовой жизни; условия быта являются одним из таких элементов. При социологическом подходе социальный объект — городское учительство — анализируется как специфическая социально-профессиональная группа, . носитель определенной системы норм и ценностей, поведение которой регламентируется социальными институтами, в первую очередь, социальным институтом образования. В социальном объекте выделяются его характерные, социально-типические черты, а сама социальнопрофессиональная группа городского учительства выполняет определенные социальные функции и выступает агентом социального пространства, носителем профессиональной культуры, идеологии и занимает при этом четкую позицию в социальной структуре и профессионально-стратификационной пирамиде.
Анализируя работы ученых в области исследования качества трудовой жизни, следует отметить, что в литературе можно выделить две научные школы, которые заложили основы для возникновения концепции качества трудовой жизни. Первая - это «научный менеджмент», основоположником которого можно настоящее время в научной по праву считать Фредерика Уинслоу Тейлора.1 Научный менеджмент является одним из центральных направлений в так называемой «классической», или «традиционной» школе социологии управления. Среди ярких представителей американской научной мысли, основоположников «научного менеджмента» можно так же выделить Г. Гантта, Ф. Гилберта, С. Томпсона, X. Хэтвейа, Г. Эмерсона и др. Хотя научный менеджмент считается американским направлением, однако он имеет также своих английских, немецких и французских последователей (Л.Гьюлик, Э. Бреч, М. Вебер, Л. Урвик, Д. Муни, А. Рилей, А. Файоль, М. Фолетти, Р. Шелтон и др.).
1 См Тейлор Ф. Научная организация труда / Ф. Тейлор, Пер с англ. М., 1993.
22