Ви є тут

Предпринимательская конкуренция в России: социально-экономический анализ

Автор: 
Лашкин Михаил Михайлович
Тип роботи: 
социально-экономический анализ
Рік: 
2008
Артикул:
195314
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы предпринимательской
конкуренции в современной России....................................12
§1. Концептуальные подходы к предпринимательской конкуренции:
зарубежные и отечественные теории.................................12
§2. Анализ современной теории предпринимательской конкуренции в
России............................................................32
Глава 2. Социолого-экономический анализ конкурентного взаимодействия
предпринимателей....................................................53
§1. Стратегии конкурентного поведения субъектов бизнеса...........53
§2. Характеристика основных тактик предпринимательской
конкуренции.......................................................63
Глава 3. Особенности предпринимательской конкуренции российских
компаний.......................................................... 79
§1. Социологический анализ современной конкурентной практики в
России............................................................79
§2. Развитие предпринимательской конкуренции в России............131
Заключение.........................................................153
5
Библиография.......................................................170
2
ВВЕДЕНИЕ
Изменения идеологии хозяйствования и поведения социальных и социально-экономических субъектов в XXI веке все более начинают определяться предпринимательской инициативой владельцев собственности. Происходят качественные изменения в отношении к рынку, к экономической конкуренции хозяйственных организаций. По оценкам, многих ведущих экспертов, современная мировая экономика становится социальноинтеллектуальной и предпринимательской. Социальные перспективы основных направлений развития реформирующегося российского общества приводят к формированию новых типов поведения хозяйствующих субъектов как новых компонентов глобальной рыночной стратегии на основе принципа конкуренции.
Актуальность изучения социально-экономической проблематики в процессе развития предпринимательской конкуренции обусловлена рядом факторов. Во-первых, необходимостью определения места и роли социологии в решении, социально-экономических задач по преобразованию объектов предпринимательской деятельности. Проведение социально-экономических преобразований может быть эффективным лишь в том случае, если они научно обоснованы, опираются на объективное научное знание. В свою очередь, это способствует повышению значения экономической социологии, позволяющей осуществлять достаточно полное, целостное описание и диагностику социально-экономических объектов- (в данном исследовании - предпринимательской конкуренции в современной России). Таким образом, решение любой социальной и социально-экономической проблемы требует комплексных научных и организационно-управленческих усилий. Во-вторых, актуальность темы обусловлена потребностью в идентификации масштабов и пределов социальных и социально-экономических трансформаций в условиях формирования рыночных отношений современного российского общества. В-третьих, она
содержания и характера конкретных деловых отношений между субъектами бизнеса.
Таким образом, из рассмотренных выше определений видно, что понятие «конкуренция» - это многоаспектная научная категория, содержащая различные интерпретации. Рассмотрим их более подробно в аспекте эволюции социально-экономической теории.
Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в классической экономической литературе, где часто пользуются словом «соперничество» — «rivalry». В частности, А. Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом’ конкурентной борьбы ему виделись изменения цен. Рынок стихийно, как бы автоматически способствует формированию равновесных цен, и этот процесс А. Смит и назвал механизмом «невидимой руки».
Развивая указанные выше идеи А. Смита, Д. Рикардо сосредоточил внимание на том, каким образом функционирует модель совершенной конкуренции как системы экономических отношений в долгосрочной перспективе, в которой отсутствуют элементы, не имеющие главного значения на длительный период (государственное регулирование, монопольная власть на рынке, географическая специфика рынка). Цены в этой модели складываются только-под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной- борьбы, когда временной фактор и риск не являются компонентами модели. Фирмы принимают решения на основе качественно-ценовых матриц, минимизирующих издержки производства и реализации продукции. Решающее значение в установлении баланса цен играет именно конкуренция.
17
Д. Рикардо обосновал долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим итогом исследования стал «закон рынков», выявивший тенденцию равновесного состояния при-полной занятости. Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики. Весьма определенно на этот счет высказывался Дж. Милль, который принимал во внимание, что «конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования»1.
В дальнейшем поведенческое толкование конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, достигнуты, в «Капитале» К. Марксом. Так, в марксистской трактовке конкуренции товарному производству присуща антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
Более полно отразила влияние конкуренции- на ценовую систему неоклассическая школа. Неоклассический вариант поведенческого понимания конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Подчеркивается, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, предъявляя свои условия или критерии (требуемый уровень
1 Милль Дж.С. Основы политической экономии.- М.:Прогресс, т. 1, 1980. с.24
18