Ви є тут

Социальные практики в налогообложении

Автор: 
Цицкиев Магомед Магометович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195483
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
3
Глава 1. Методологические принципы исследования практик налогообложения 17
1.1. Социально-философская и социально-экономическая природа современной системы налогообложения и её реальные практики 18
1.2. Социальные практики и инновационные социальные технологии: сущность, структура, факторы развития 32
1.3. Категориальное поле понятий социальных практик в системе налогообложения 47
Глава 2. Анализ проблем налогового администрирования 57
2.1. Налоговое администрирование и практики налогообложения
с точки зрения концепции структурного контекста 58
2.2. Характеристика социальных практик в налогообложении бизнеса с точки зрения контрактного подхода 72
Глава 3. Оценка некоторых социальных технологий в налогообложении 86
3.1. Инновационные изменения и перспективы развития социальных технологий в налогообложении 86
3.2. Социодиагностика субъекта налогового обязательства
на региональном уровне 119
3.3. Перспективы развития социальных технологий в налогообложении 135
Заключение 160
Литература 166
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Для того, чтобы хорошо понять любое общество следует изучить, по мнению Й. Шумпетера, его налоговую систему; даже более того: согласно другому его афористичному утверждению, глубоко схватывающему суть явления или/и процесса, разные модели налогообложения оказали на форму современного государства не меньшее воздействие, чем даже войны [219, с. 108].
Наряду со многими институциональными и макроэкономическими проблемами нерациональность налоговой системы России лежит в основе современного кризисного её состояния экономики и управления.
Так, при нынешней налоговой системе у стартующего предпринимателя - если он решил начать дело как юридическое лицо - практически нет шансов выжить, если он не сможет, например, сразу обеспечить наличие как минимум опытного бухгалтера. Оплата его услуг сразу может поставить начинающего предпринимателя в тяжелое финансовое положение [169, с.ЗО].
Свыше 2/3 экспертов считают, что за последние годы налоговое бремя на малый бизнес возросло, и ни один из них не отметил, что оно стало ниже — вопреки продекларированным правительством «налоговым улучшениям» [26; 88]. Кроме того, настоящий период общественного развития характерен чрезмерно высокими издержками легальной экономической деятельности, что проявляется в росте теневой экономики, доля которой на протяжении всех 1990-х гг. колебалась от 27 до 46% валового внутреннего продукта [80; с. 59]. В свою очередь, среди главных причин роста теневой экономики учёные и практики приводят высокий уровень налогов и запутанную систему их взимания, а также нестабильность бюрократических норм, коррупцию и непредсказуемость исполнительной власти, особенно на местах. Уход от налогов в России стал «всеобщей практикой», в результате чего государство постоянно недобирает минимум 40% налогов» [68, с. 42]. Анализ социальных практик такого ухода, полного или частичного, от отношений с
Глава I
Методологические принципы
исследования практик налогообложения
Исходная посылка диссертационного исследования покоится на том, что экономическая социология как наука, предмет которой определяется нами в духе М. Вебера: «изучение экономического действия как формы социального действия» [34], в качестве ключевого игрока рыночных преобразований позволяет рассматривать государство и его официальных представителей -бюрократов, чиновников и политиков.
При этом «экономическое действие» представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей, а «социальное действие» - форма деятельности, которая, во-первых, содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство; во-вторых, по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. С социальным действием мы имеем дело тогда, когда оно внутренне мотивировано, а его субъект ожидает от других людей определенной ответной реакции (последнее выражается не только в наблюдаемом поведении, но и в мысленной деятельности или даже в отказе от всякого действия) [34, С. 602-603, 625-626]. Социальное действие в данной трактовке выступает и основанием, и одновременно внутренним элементом экономического действия.
Что касается понятия социальной практики, то в отличие от социального действия, по своему смыслу она представляет собой акты рационального повседневного действия. Понятие социальной практики содержательно очень близко таким понятиям, как «практика повседневной хозяйственной жизни», и «повседневные практики взаимодействия экономических агентов».
В любых социальных практиках подчёркивается, по меньшей мере, три аспекта: действия, рациональности и нормы.
Если налогообложение в экономической социологии совместить с анализом социальных практик, то открывается возможность представить и
17
исследовать феномен налогообложения в контексте взаимодействия бизнеса и государства, когда государство рассматривается не только как источник власти, но и как определенный способ применения силы, дающий эффект какого-то временного равновесия.
Принимая эту исходную позицию, мы можем исследовать поведение представителей сфер государства и бизнеса одновременно с исследованием реальных практик налогообложения.
С точки зрения экономической социологии, тип действия является более важным параметром, чем структура социальной практики. Но, прежде чем переходить к анализу разных типов, нам, на наш взгляд, необходимо выявить содержательные характеристики самого налогообложения, его социально-философскую и социально-экономическую природу.
1.1. Социально-философская и социально-экономическая природа современной системы налогообложения и её реальные практики
Говоря о социально-философской и социально-экономической природы современной системы налогообложения, следует, на наш взгляд, исходить из того, что, говоря о любом налоге, даже если мы не знаем, о каком конкретном его виде идет речь, мы имеем дело с отчуждением доли имеющихся в нашем распоряжении финансовых ресурсов в пользу государства для выполнения им своих функций - обеспечения общественно-экономических потребностей.
Философский смысл налоговых категорий заключается в том, что налог по своей сути есть добровольное пожертвование средств каждого из нас во благо всего общества, и особенно - для социально нуждающихся. Здесь мы видим одно из возможных решений гоббсовского вопроса социального порядка: как возможно само существования общества?
Исходная социально-фгпософская парадигма сущности современной системы налогов и налогообложения анализируется нами в аспекте проблемной организации социологии как науки, с точки зрения того вклада, который был внесён в решение основной ее проблемы - проблемы порядка,
18