2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 8
1.1 Принципы налогового планирования 8
1.2. Этапы налогового планирования 16
1.3. Пределы налогового менеджмента 21
1.4. Налоговые льготы 28
1.5. Планирование налогов 34
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 47
2.1. Сущность свободных экономических зон. 47
2.2. Классификация свободных экономических зон 53
2.3. Механизм регулирования функционирования
свободных экономических зон 63
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 70
3.1. Свободные экономические зоны.России. 70
3.2. Свободные экономические зоны Китая 85
3.3. Сравнительный анализ свободных экономических зон других стран 88 ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗОН 129
4.1. Налоговая система как метод государственного регулирования 129
4.2. Совершенствование законодательной базы 137
4.3. Гарантия предпринимательской деятельности
в свободных экономических зонах 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 151
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность выбранной темы диссертационного исследования объясняется важностью реализации системы налогового планирования в деятельности коммерческих организаций посредством использования оффшорных зон. Единичные попытки организовать свободные экономические зоны до настоящего времени не проанализированы, не предложена целостная концепция развития этих зон.
Налогообложение - комплексная проблема, исследование которой, с позиций экономической социологии, привела в развитых странах с устоявшейся рыночной экономикой к выделению налогового права в самостоятельную отрасль. В России эта сторона налоговых отношений государства и субъектов налогообложения находится в стадии формирования.
Налоговые платежи представляют собой специфический вид денежных потоков фирмы, который не может не приниматься во внимание при анализе и планировании деятельности компании. Чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант вложения денежных средств необходимо знать режим налогообложения, возникающий при реализации той или иной альтернативной программы. Инвестиционный климат страны во многом определяется существующей налоговой системой. Руководствуясь данной налоговой системой предприятие может влиять на величину денежных потоков в виде налогов, разрабатывая мероприятия, направленные на снижения налоговых платежей.
Бурно развивающаяся активность деловых кругов в сфере налогового планирования с использованием оффшорных зон в различных мировых регионах вызывает необходимость решения проблемы аналогичных зон на территории России. Данная проблема является не простой в решении.
14
сути «налоговым убежищем». Следует отметить, что практически для любой страны можно назвать вид деятельности (или организационноправовую форму), в отношении которой она бы выступала как «налоговое убежище». В качестве примера можно привести особое регулирование, применяемое в ФРГ к такой организационно-правовой форме, как коммандитное или смешанное товарищество. Несмотря на то, что такое товарищество признается юридическим лицом, оно не является плательщиком налога на прибыль предприятий. (В Германии такой налог называется налогом на доходы корпораций), а в случае использования в качестве комплементария (полного товарищества) общества с ограниченной ответственностью — получившееся коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью будет нести также незначительную ответственность по гражданско-правовым обязательствам общества.
Существует также ряд стран, которые «специализируются» на предоставлении налоговых льгот иностранным юридическим лицам, взимая при этом мизерные налоги, либо совсем отказываясь от них и извлекая для себя выгоду в виде притока иностранных капиталов. Подобные льготные налоговые режимы могут быть предусмотрены также в свободных экономических и торговых зонах. Создание компаний в таких налоговых убежищах законодательством Российской Федерации не запрещено при условии выполнения ряда
требований (например, получения в установленном порядке разрешения Центробанка России на вывоз капитала), а квалифицировать создание таких компаний как попытку сокрытия прибыли (дохода) нельзя, так как формально прибыль образуется у субъекта, не являющегося плательщиком налога в Российской Федерации. Следует иметь в виду, что отдель-
15
ные ограничения существуют и в самих «налоговых убежищах». Компаниям, зарегистрированным в таких странах, как правило, запрещена любая коммерческая деятельность на территории самой страны — «налогового убежища» (в качестве примера страны, в которой существует такое ограничение, можно привести Кипр).
В свою очередь, ряд неналоговых требований предъявляется и к самим странам — «налоговым убежищам». В первую очередь, это вопросы уровня соблюдения баиксгской и коммерческой тайны, что наряду с льготным налоговым режимом является одним из главных условий размещения капитала в таких странах. Кроме того, в число наиболее важных характеристик «налогового убежища» включают также наличие стабильного политического режима, банковской и финансовой активности в стране, развитой системы коммуникаций, отсутствие жесткого валютного контроля за движением капиталов.
Различия в налоговых режимах отдельных стран могут обеспечить даже возможность ухода от налогообложения на основе «неограниченной налоговой ответственности» или резидентства, тогда как для местных компаний в большинстве стран такая возможность исключена. Например, если создать компанию по законам Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, и управлять этой компанией из США, где критерием резидентства признается место создания (инкорпорации) компании, то такая компания не будет считаться резидентом ни в Великобритании, ни в США. Соответственно, ни в одной из этих стран она не будет подпадать под режим «неограниченной налоговой ответственности», под которой понимается обязанность уплачивать в определенной стране налоги со всех полученных ею
- Київ+380960830922