Ви є тут

Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ

Автор: 
Волков Вадим Викторович
Тип роботи: 
экономико-социологический анализ
Рік: 
2005
Артикул:
195591
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1.
СИЛОВОЙ РЕСУРС И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО Типы ресурсов и типы власти
Использование силового ресурса: насилие и принуждение Политическое сообщество ГЛАВА 2
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА Монополия легитимного насилия
Некоторые экономические последствия монополии силы Изъятие ресурсов и социальный контроль Государство и бандит - есть ли различия?
ГЛАВА 3
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАФИИ Генезис сицилийской мафии
Мафия как субкультура, политическое сообщество и предприятие
Субкультурная и организационная специфика мафии
Мафия как политическое сообщество
Мафия как экономическое предприятие
Мафия в США
Дебаты о природе мафии и ее деятельности ГЛАВА 4
СПЕЦИФИКА РЫНКА ОХРАННЫХ УСЛУГ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Рынок охранных услуг
Охрана и безопасность: специфика услуги
Условия формирования рынка охранных услуг
Особенности контрактов
Ресурсы и конкуренция
Дань и охранная рента
Охранные предприятия и хозяйственное развитие
Определение силового предпринимательства и типы силовых структур
ГЛАВА 5
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ
Криминальная мобилизация
Возрастное распределение
Спорт и организованная преступность
Война в Афганистане и проблема адаптации ветеранов
Частное предпринимательство
Объяснения организованной преступности в России
ГЛАВА 6
СИЛОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ 1990-х.
От вымогательства к охранным услугам
Вымогательство
Охранный рэкет
Охрана как реальная услуга
Силовое партнерство
Искусственный спрос
Трансакционные проблемы
Низкая эффективность судебной системы и высокая цена доступа к ней Силовое партнерство и силовое посредничество ГЛАВА 7
2
СОВЕТСКАЯ И ПОСТ-СОВЕТСКАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ Традиционная уголовная субкультура Сравнение идеальных типов («вор» и «бандит»)
Конфликт и рационализация ГЛАВА 8
НЕФОРМАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ СТРУКТУРА
Оргонизованная преступная группировка
Названия и клички
Флаги, репутации, торговые марки
Структура ОГ1Г
Борьба за выживание
Образцы нормативной культуры
Практики
ГЛАВА 9
КАПИТАЛИЗАЦИЯ ОХРАННОЙ ДАНИ Карьера силового предпринимателя Борцовская бригада Директор рынка
Эволюция неформальных силовых структур
Тамбовские
Уралмашевские
Вертикальная дезинтеграция
ГЛАВА 10
ПРИВАТИЗАЦИЯ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ От государственной безопасности к частной Советские "силовые министерства"
Реформы органов государственной безопасности
Контрмеры и адаптация
Частные охранные агентства
Структурная динамика
"Крыша" и ее функции
Конкуренция и ее пределы
Последствия
ГЛАВА 11
ФРАГ МЕНТАЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Еще раз о формировании государства Содержательный и структурный аспекты государства Многообразие субъекгов политики
Определение и признаки скрытой фрагментации государства Неформальная государственная "крыша"
"Крыша" номер один Конкуренция за налогоплательщика
Трансакционные стратегии и решение хозяйственных споров ГЛАВА 12
ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЛИТИКИ УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Идея укрепления государства
Укрепление государства и силовые предприниматели «первого призыва» Силовое предпринимательство и захваты предприятий От «бандитов» к «государственникам» (заключение)
Таблица респондентов Список литературы
услуги каперов вплоть до XIX в. В XVI в. так называемые «морские волки» [Sea Dogs] способствовали победам английского флота над Испанской армадой. «Помимо нападений на испанские суда и поселения, морские волки - капитан Дрейк, Кевендиш, Клиффорд (третий герцог Камберлендский) и Рэйли - занимались тем, что можно было бы назвать терроризмом при поддержке государства», - утверждает историк Дженис Томпсон.20 Под угрозой спалить дотла два испанских колониальных города Дрейк получил от них крупные выкупы. При этом он уничтожил три других города. И он, и Рэйли делились своей добычей с английским троном, и были награждены за свои заслуги рыцарскими титулами. Однако позже, в 1618 г., когда его грабежи в испанской Америке вошли в противоречие с внешней политикой Англии, сэр Рэйли был казнен.
Некоторые экономические последствия монополии силы
Теоретически легко заметить, что монополия силы является предпосылкой мирной экономической конкуренции. Классическая экономическая модель свободного рыночного обмена неявно подразумевает условия равной безопасности для всех участников (фирм). Такое положение может поддерживаться либо индивидуальными мерами по обеспечению безопасности, которые предпринимаются каждым участником против всех остальных, либо посредством всеобщего разоружения и отказа от права использовать силу в пользу третьей стороны. Первое решение является нестабильным и дорогостоящим (хотя это зависит от размеров фирмы), и механизм образования монополии со временем приведет ко второму решению. Это не значит, что монополия силы возникает в результате соглашения. Конкуренция с применением насилия будет способствовать перераспределению силовых ресурсов в пользу тех, кто выигрывает конфликты. Увеличение силового ресурса позволяет одерживающей верх организации вводить в действие и обеспечивать выполнение все большего числа правил и постановлений. Государство возникает как общий результат подобных усилий. С другой стороны, этот процесс способствует появлению безопасных экономических пространств, в которых развивается сотрудничество или мирная конкуренция.
В своей классической работе «Теория международной политики» Кеннет Уолтц приводит наглядный пример экономических последствий монополизации силы в сфере международных отношений. Нам представляется, что подобные закономерности действуют в любой системе, в которой присутствуют независимые силовые структуры и
20 Janice Thompson, Mercenaries. Pirates, and Sovereigns: State-building and Extraterritorial Violence in Early Modern Europe. Princeton: Princeton University Press, 1994, p. 23.
хозяйствующие субъекты. После перехода от многополярной системы баланса сил в мире к биполярной системе, т.е. после образования двух ядерных сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов, между государствами Западной Европы начало стремительно развиваться экономическое сотрудничество. Раньше, когда основные европейские государства сами были великими державами, их взаимоотношения подчинялись принципу игры с нулевой суммой: экономический выигрыш одного государства воспринимался другими как собственный проигрыш. Каждое государство расценивало экономический рост другого государства как угрозу собственной безопасности. Сотрудничество было возможно исключительно как стратегический альянс одних стран против других. Когда после Второй мировой войны государства Западной Европы попали под протекторат североамериканской сверхдержавы, они стали потребителями, а не производителями безопасности, т.е. основные заботы по обеспечению безопасности были переданы другому, значительно более могущественному государству. Вследствие этого изменилась система коллективных ожиданий: экономические успехи или трудности европейских стран перестали напрямую связываться с уровнем военной угрозы друг другу. «Впервые в современной истории, - пишет Уолтц, - факторы, определяющие вопросы войны и мира, находятся вне пределов европейских государств, а средства их выживания переданы другим».21 Это новое обстоятельство, относящееся к структурному изменению в распределении силового потенциала (основные составляющие обеспечения безопасности были делегированы США как более сильной стороне), способствовало осознанию общих экономических интересов среди более слабых и последующей их реализации через новые механизмы европейского сотрудничества. Помимо зоны свободной торговли, система европейской безопасности создала возможности для введения однородных правил, регулирующих общий рынок, и гем самым позволила участниках! получать все возрастающие выгоды от экономического сотрудничества.
Изъятие ресурсов и социальный контроль
Хотя в основе политики формирования государства лежит принцип монополизации силы, он не является единственным. Монополия силы как запрет на применение насилия без санкции правителя была тесно связана с фискальной монополией - исключительным правом правителя собирать дань или различные налоги под предлогом защиты страны и для управления ее хозяйством. Увеличивающийся спрос на средства для ведения войны и
21 Kenneth Waltz, Theory of International Politics. Reading, Mass: Addison-Wesley, 1979, p 70-71.