Ви є тут

Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема

Автор: 
Зиновьева Юлия Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурол. наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
269
Артикул:
1000253877
179 грн
Додати в кошик

Вміст

I
ВВЕДЕНИЕ
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Взаимоотношения музея и общества: исторический аспект
1.1. Возникновение музея: от индивидуальной мотивации к
общественным интересам 32
1.2. Становление идеологии "общественного служения" 46
1.3. Формирование сообщества музейных профессионалов 55
1.4. Становление общественной поддержки музеев 66
1.5. Национальные и интернациональные тенденции взаимоотношений музея и общества в XX в. 77 ГЛАВА 2. Смысловой и структурный аспекты взаимодействия музея и общества
2.1. Смыслы музея как отражение общественного понимания сущности и структуры музея 93
2.2. Роль музея в "публичной культуре" 115 ГЛАВА 3. Характеристика и перспективы отношений
музея и общества.
3.1. Функции музея как основа взаимодействия музея и общества 128
3.2. Сферы взаимодействия музея и общества 151
3.3. Совершенствование путей взаимодействия музея и общества 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 192
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 198
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни России с середины 1980-х гг. оказали существенное влияние на развитие культуры страны. Процессы трансформации мировоззрения и мировосприятия людей в связи с крушением социалистической системы и идеологии, переоценки ценностей и поиска новых ориентиров достаточно остро поставили проблему отношения общества к культурному наследию.
Музей не остался в стороне от происходящих изменений, хотя сегодня всё труднее применять к нему учрежденческий подход и рассматривать в изоляции от других областей социокультурной деятельности, от общественного мнения и поддержки, являющихся необходимым условием сохранения историко-культурного наследия, воспроизводства творческого потенциала и развития культурной жизни. Глобальные процессы интефации, урбанизации и миграции отрывают множество людей от их "почвы", от семьи и "малой родины", от непосредственной культуры традиционного общества. Восстановление связи людей с их прошлым, наследованием ими культурных традиций предшествующих эпох, передача культурного опыта последующим поколениям немыслимы без активного участия музеев. Музей - один из важнейших институтов социокультурной сферы, основанный на принципах сохранения и распространения ценностей культуры. Благодаря своей природе, музей проявляет некоторое постоянство в отношении сосредоточенных в нем ресурсов, несет "охранительный" смысл, может служить стабилизирующим фактором в жизни общества, выполняя свои исконные обязанности сохранения и актуализации достижений материальной и духовной культуры общества. Однако именно это качество музея является для него амбивалентным, и способность "стабилизации" ценностей общества может восприниматься как "тормоз", а музей - как излишний балласт в виде склада вышедших из употребления вещей, на пути к "прогрессу" и "развитию". Диалектика бытия музея в обществе, породившая неоднозначные отношения и некоторые проблемы взаимодейст-
25
многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов" (209, с. 18), особую специализацию музея.
Новые системные качества появляются у "хранилища", коллекции, организации тогда, когда сам объект "назвал" себя "музеем", причисляя к ряду подобных и дифференцируясь от всего того, что не есть музей. Каждая социокультурная система в рамках более крупной (этнокультурной) системы, какой предстает перед нами локальное общество определенного периода, является, по выражению А. Флиера, "организованной совокупностью социокультурных функций, специальностей и специализаций, а также социально-функциональных и профессиональных групп людей, осуществляющих эту деятельность" (368, с. 12). Помимо различных систем культурного наследия, специализирующихся в сфере неовеществленной социальной памяти (язык, традиции, фольклор, технологические умения и др.), существуют и близкие музею по специализации и особенностям выполняемых функций институты, так называемые, "кумулятивнопосреднические службы" (339, с.41), имеющие общие генетические корни. Их обоюдное отграничение и самореференция произошли в результате исторического развития, роста, дифференциации и специализации систем, и вплоть до сегодняшнего дня их можно обнаружить в синтетическом виде (Рукописный фонд Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и гравюры, хранимые в отделе эстампов, а также некоторые хранимые библиотекой трехмерные предметы; библиотеки и музеи при архивах; архивы и библиотеки в большинстве музеев). В отличие от музеев, специализирующихся на артефактах, предметах природы и документах, архивы и библиотеки имеют дело с письменными и печатными источниками (а также документами на других носителях: кино-, фоно-, фото- и другими документами). Близок музею и институт охраны памятников, складывавшийся
26
на протяжении последнего времени почти параллельно с развитием музеев, однако его спецификой являются недвижимые памятники, понимаемые сегодня достаточно широко: от отдельного монумента, посвященного историческому лицу или событию, до исторического города и заповедника (национального парка), мемориальной зоны, включая и кладбища. Их деятельность бывает практически нераздельной, особенно если территория музея включает в себя памятники или сам музей является памятником. Ярким примером здесь является Музей городской скульптуры (Санкт-Петербург), основной экспозицией которого являются некрополи и усыпальницы Александро-Невской лавры, где похоронены виднейшие деятели истории и культуры России и сохранены уникальные памятники, а также некрополь "Литераторские мостки” Волкова кладбища. Основная же деятельность этого музея заключается в учете, реставрации и исследовании памятников монументального искусства на территории города (236, с. 44-46). В США, несмотря на множество общественных организаций, занимающихся вопросами наследия, идея объединения их для охраны природного и исторического окружения в рамках музея была заявлена на конференции Американской Ассоциации музеев (ААМ) в 1973 г.(574, с. 7).
Понимание необходимости охраны природы как естественной среды обитания человека, подвергаемой в современном мире нещадной эксплуатации, привело к включению в сферу общественной памяти понятия "природное наследие”. Объектами культурной трансляции становятся водопады и озера, парки и леса, ландшафты и отдельные объекты (деревья, камни и прочее). Музеефикация природных объектов, позволяющая относить их к сфере компетенции музейного дела, гораздо сложнее камерной, музейной, так как памятники остаются связанными с природой, её непрерывным движением и самовозобновлением, и менее поддаются контролю человека. В некоторых странах, как, например, в США, к учреждениям музейного типа