ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРИЧАЛЬНЫХ НАБЕРЕЖНЫХ
1.1 Эксплуатация причальных набережных в суровых климатических условиях
1.2 Проблемы сохранения причальных набережных в
Сибирском регионе
1.3 Конструкции существующих причальных набережных
Сибири и Крайнего Севера
1.4 Обоснование необходимости проведения исследований
2 НАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧАЛЬНЫХ НАБЕРЕЖНЫХ СИБИРИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА
2.1 Причальные набережные первого типа
2.2 Причальные набережные второго типа
2.3 Причальные набережные третьего типа
3 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ, РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ПУТЕМ ВОЗВЕДЕНИЯ ОТОРОЧЕК
3.1 Краткий обзор действующей отраслевой нормативной
литературы
3.2. Анализ основных положений действующей методики расчета шпунтовой оторочки с учетом существующего сооружения
3.3 Эффект наследственности тонких подпорных стенок
3.4 Расчет напряженного состояния существующей
заанкерованной тонкой стенки после устройства оторочки
3.5 Расчет напряженного состояния существующей незаанкерованной тонкой стенки после устройства оторочки
3.6 Перераспределение усилий в существующей тонкой стенке и оторочке
4 КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ОТОРОЧЕК
4.1 Общие положения
4.2 Реконструкция существующих причальных сооружений первого типа
4.3 Реконструкция существующих причальных сооружений второго типа
4.4 Реконструкция существующих причальных сооружений третьего типа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Сравнительный расчет шпунтовой оторочки перед сооружением эстакадного типа
Приложение 2 Сравнительный расчет шпунтовой оторочки перед сооружением типа больверк
Приложение 3 Справки о внедрении
ВВЕДЕНИЕ
Представляемая диссертационная работа выполнялась в Новосибирской государственной академии водного транспорта применительно к научной специальности Эксплуатация водного транспорта, судовождение. Диссертационная работа решает важную народнохозяйственную задачу для периода дефицита средств на модернизацию эксплуатируемых и строительство новых причальных набережных поиск наиболее экономичных и технически выгодных методов реконструкции существующих причальных сооружений, позволяющих обеспечить безопасность перегрузочных процессов и повысить их интенсивность.
Водный транспорт в нашей стране имеет многовековую историю. С древних времен экономическое развитие России было неразрывно связано с развитием транспортных связей. Географическое положение, богатое водными ресурсами, благоприятствовало развитию водных путей. При этом сибирские реки и озера сосредотачивают около половины пресноводных ресурсов России и более половины речных путей сообщения. Начиная с XII века в летописях встречаются записи о плаваниях по северной части р. Оби и ее левым притокам. Великие сибирские реки Обь, Иртыш, Енисей и Лена послужили путями освоения огромных сибирских и северных территорий. Установленные за XII XVI века прочные транспортные связи и последовавшее в XVII веке вхождение коренного населения Сибири в состав Российского государства имели прогрессивное значение для развития Сибирского региона и всей России. В середине XVIII века на р. Оби и ее притоках начали возводить первые пристани. Однако деревянный флот был заменен пароходами лишь в XIX веке. Российское правительство того времени считало, что развитие сухопутных путей сообщения в сибирском регионе более целесообразно, нежели развитие водных путей. Но сама жизнь доказала несостоятельность такой точки зрения. Вся торговля и развитие
производственных сил были увязаны с водным транспортом. Первый грузовой рейс из г. Тюмени до г. Тобольска состоялся в году, через пять лет после появления в Сибири первого парохода. В дальнейшем происходило закономерное расширение географии плаваний и освоение новых речных путей, было основано первое коммерческое пароходное предприятие. К году в Сибири насчитывалось уже пять действующих пароходных предприятий. В то же время начали осваиваться большие и малые притоки р. Оби, были проведены первые исследовательские работы по изучению условий плавания ..
В середине XX века наблюдалось значительное по своим масштабам расширение существующих транспортных линий и освоение новых. Было построено много портов и судоходных каналов, в том числе крупнейший в мире ВолгоБалтийский канал. Водный транспорт занимал около в общем грузообороте, и его роль в народном хозяйстве страны была очевидна. Такие результаты были достигнуты за счет того, что политика государства была направлена на развитие регионов Сибири и Крайнего Севера, что позволило значительно расширить транспортные связи с этими регионами.
Решению комплексных проблем речного транспорта, в частности эксплуатации, проектирования и строительства сооружений на водных путях посвящены работы отечественных ученых Альхименко А.И., Будина А .Я, Дегтярева В.В., Зачесова В.П., Кожухаря В.И., Колосова М.А., Костюкова
В.Д., Нарбута Р.М., Попова Ю.А. и др. .1, 9, , , ,, , ,
Большая и полезная работа по изучению и обобщению опыта эксплуатации причальных набережных проделана рядом проектных и научноисследовательских организаций. К их числу относятся ВНИИГ им. Веденеева, Гипроречтранс, ЛенморНИИпроект, Московская государственная академия водного транспорта, Новосибирская государственная академия водного транспорта, СанктПетербургский государственный университет водных коммуникаций, Сибречпроект, СоюзморНИИпроект и другие.
Значительный вклад в успешное решение проблем эксплуатационной надежности и реконструкции портовых гидротехнических сооружений внесен работами таких специалистов как Бик Ю.И., Будин А .Я., Долинский .., Костюков В.Д., Ляхницкий В.Е., Нарбут .., Шихиев Ф.М., Яковлев П.И 6, 7, 8, , , , , 1
Несмотря на разнообразие выполненных исследований, направленных на изучение эксплуатационной надежности и вопросов реконструкции портовых гидротехнических сооружений, можно отметить, что недостаточно внимания было уделено анализу информации, получаемой в результате комплексных обследований существующих причальных набережных. Следует определить характерные признаки подлежащих капитальному ремонту и реконструкции причальных сооружений в регионах Сибири и Крайнего Севера, а также рациональные схемы их реконструкции. Необходимо рассмотреть вопросы использования остаточной несущей способности основных конструктивных элементов существующих сооружений. Также следует уточнить положения действующих нормативных документов , , в части определения параметров напряженнодеформируемого состояния существующих сооружений.
Современная концепция развития российского водного транспорта, одобренная Правительством РФ в июле года, также направлена на развитие водного транспорта и превращение его в современную, высокоэффективную отрасль транспортного комплекса страны.
Актуальность
- Київ+380960830922