Ви є тут

Формування навичок діалогічного мовлення в учнів 5 - их класів ( у школах з російською мовою навчання).

Автор: 
Кочубей Людмила Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000160
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2. Методика работы по формированию навыков диалогической
речи у учащихся 5-ых классов.
Цели, задачи и содержание опытного обучения. 106
Организация и ход экспериментальной работы. 121
Результаты обучающего эксперимента. 151
Выводы. 155
Заключение. 157
Список использованной литературы. 161
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно концепции государственной национальной
программы “Освіта Украины XXІ” века ведущей задачей образования есть создание
условий для " всеобщего развития человека как целостной личности, ее
способностей и таланта, обогащение на этой основе творческого и
интеллектуального потенциала народа, формирование у граждан Украины способности
к осознанному общественному выбору. Глобальные социальные преобразования
призывают к переориентации ценностей и качественных характеристик современного
человека. Ныне обществу нужны такие качества личности, как активность,
решительность и оригинальность мышления, конструктивность, нестандартность и
творческий подход в решении жизненных ситуаций. Эту проблему нельзя решить без
воспитания языковой культуры учащихся, без языкового развития их. В концепции
языкового образования в школах Украины определено, что изучение языка должно
основываться на «деятельносно - проблемном подходе в организации
образовательного процесса», целью которого есть «главным образом повышение
языковой культуры и грамотности учащихся». Необходимым условием формирования
активной и духовно богатой личности является свободное владение русским языком.
Этой проблеме всегда уделялось большое внимание, но некоторые вопросы и сегодня
продолжают оставаться не до конца решенными. Так, актуальным является изучение
спонтанного речевого развития детей и влияние целенаправленного обучения на
совершенствование речи школьников.
Изучению речевого развития дошкольников, школьников средней и старшей школы
посвящено большое количество исследований, на основе которых создана методика
развития речи учащихся 5-ых классов. Исследования речи детей этого возраста
строятся, как правило, на анализе письменной и устной связной диалогической
речи. (В.Ф. Бородич, 1910; Г.Г. Тумим, 1914; М. Лопырева, Е.Соловьева, 1914;
Н.М. Соколов, 1917, 1927; Ю. Фаусек, 1922; И. Устинов, 1924; С.Пиаже, 1932;
К.Б. Бархин, 1934; П.Я. Гальперин, 1957, 1969; М.В. Смирнова, 1958, А.Н.
Гвоздев, 1961, Т.А. Ладыженская, 1963, 1972, 1975, 1979, 1981, 1991,
Н.И.Жинкин, 1966, 1969, Н.С. Рождественский, 1970, И.А. Пленкин, 1972; Е.И.
Тихеева, 1972, М.Р. Львов, 1975, 1983, 1985; Н.Г. Ипполитова, 1984, В.В.
Калинина, 1985; Д.М. Тамбиева, 1987; Г.М. Иваницкая, 1990; 3.Д. Лобановская,
1993 и др.). Вопросы же развития диалогической речи остаются недостаточно
разработанными. Так сложилось, что в школе в первую очередь обучают монологу,
не учитывая тот факт, что диалог - первичная форма речи, и именно на основе
диалога формируется монолог - высшая форма речи, исторически позднее
развившаяся, чем диалог [57].
Является очевидным, что диалог возник из потребности человека в общении, такая
потребность остро проявляется и в школе, ребенку есть что сказать, и он хотел
бы поделиться своими мыслями с соседом по парте непосредственно на уроке, в
процессе выполнения того или иного упражнения, но обычно такое общение детей на
уроках даже в учебных целях не принято, к сожалению, этого нет в практике
работы учителей. Ученики на уроке при выполнении учебных заданий не
взаимодействуют непосредственно, не обращаются друг к другу за советом, и все
их замечания, адресованные одноклассникам, носят косвенный характер, так как
предназначены не адресату, а посреднику, в качестве которого в школе выступает
учитель. Поэтому и трудно им позднее, в старших классах, вступить в учебный
спор, участвовать в дискуссии, в ходе диалога на уроке обсудить тему, поняв и
осмыслив ее, составить монологическое высказывание. Отношение "ученик - учитель
- ученик" реально существует, а речевая деятельность детей в учебном процессе,
предполагающая их обращение друг к другу за помощью, советом или обменом
мнениями при выполнении учебного задания без посредства учителя, встречается
очень редко и чаще всего относится к числу дисциплинарных нарушений. А ведь
именно эта возможность ежеурочного общения, эта совместная (на уроке) речевая
деятельность со сверстниками укрепляет чувство самостоятельности,
независимости, формирует способность говорить, спорить, отстаивать свою точку
зрения. Не случайно, поэтому обращаем внимание на практику сотрудничества детей
на уроке, их совместные действия при выполнении учебных заданий, ведь именно
диалог обеспечивает здесь непосредственное обще­ние.
Неопровержим тот факт, что дети приходят в школу с уже сложившимися навыками
диалогической речи, овладевая ими на ранних этапах речевого развития. И хотя
дети, поступающие в школу, умеют говорить на своем родном языке в рамках
близкой и знакомой им тематики, владеют они диалогической речью чаще всего на
бытовом уровне, в пределах речевого опыта окружающих их людей. Потребность
жизни и учебного процесса ставит ученика перед необходимостью создавать
различные тексты в ситуациях общения на уроке, но практикой такого общения дети
не владеют. Школа же все еще не предусматривает специальную работу по обучению
диалогу. Упражнения в традиционных учебниках для средних классов в большинстве
своем не рассчитаны на предварительное устное обсуждение задания, на постановку
вопросов, активизирующих мыслительную и речевую (в диалоге) деятельность
учащихся, они направлены в основном на действия по инструкции. Между