Ви є тут

Теорія і практика контролю результатів навчально-пізнавальної діяльності студентів вищих навчальних за-кладів України у другій половині ХІХ століття

Автор: 
Пташний Олег Дмитрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000506
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2
Виды, формы и методы контроля результатов учебно-познавательной деятельности
студентов в практике высших учебных заведений Украины во второй половине ХІХ –
начале ХХ века .………………………
67
2.1. Организация предварительного контроля в высших учебных заведениях.
………………………………………
67
2.2. Формы и методы текущего и периодического контроля в высших учебных
заведениях ……………………
98
2.3. Специфика итогового контроля в высших учебных заведениях
…………………………………………………
126
2.3.1. Переводные экзамены ………………………………
126
2.3.2. Окончательные испытания …………………………
146
Выводы по главе 2 …………………………………………
174
Заключение ……………………………………………………………...
176
Список использованной литературы ………………………………..
178
Приложения …………………………………………………………….
222
Приложение А …………………………………………….
222
Приложение Б ……………………………………………..
226
Приложение В …………………………………………….
239
Приложение Д …………………………………………….
246
Приложение Е …………………………………………….
255
Приложение Ж ……………………………………………
261
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных и сложных проблем современной педагогической теории и практики
высшей школы является организация контроля результатов учебно-познавательной
деятельности, которая способствует активизации учебного процесса, существенно
повышает его эффективность, позволяет определить степень усвоения учебного
материала и качество знаний, приобретаемых студентами в процессе обучения,
осуществить их коррекцию, оценить в целом ход учебно-познавательной
деятельности, наметить пути ее совершенствования.
Актуальность исследований по вопросам контроля возрастает с введением в
практику высшей школы новой системы оценивания знаний, что требует и новых
подходов к организации контроля результатов учебно-познавательной деятельности
студентов. Одним из направлений совершенствования системы контроля является
обращение к накопленному в отечественной педагогической теории и практике опыту
осуществления контроля результатов учебно-познавательной деятельности,
непредвзятый его анализ и использование в современных условиях.
Анализ историко-педагогической литературы, архивных документов свидетельствует,
что наиболее интересным периодом в научно-практическом плане является вторая
половина ХІХ века. Именно тогда активно реформировалась система образования, в
частности высшая школа, велся поиск новых образовательно-воспитательных
систем.
Проблема контроля результатов учебно-познавательной деятельности учащейся
молодежи всегда привлекала внимание многих исследователей. Анализ ряда работ
позволяет определить направление их научного поиска. Так, обоснование роли,
значения контроля, определение его сущности, функций, видов, форм и методов
осуществили Ш.Амонашвили, Ю.Бабанский, А.Белкин, В.Беспалько, Т.Ильина,
Е.Перовский, В.Полонский, Т.Князева, Т.Юрков и др. Раскрытие места контроля
результатов учебно-познавательной деятельности в формировании познавательной
активности, установление критериев оценки знаний, умений и навыков представлено
в работах Ш.Амонашвили, Е.Бочаровой, В.Буряка, Н.Губе, К.Деликатного,
Л.Жаровой, Х.Лийметса, В.Лозовой, И.Рапопорт, В.Смагина, С.Суворова,
В.Сухомлинского, Д. Хамбилина, В.Шаталова.
Определение содержания, форм и методов подготовки учащейся молодежи к контролю
учебно-познавательной деятельности осуществлено в работах В.Лозовой,
В.Сухомлинского и др. Разработка психологических основ организации контроля и
самоконтроля учебно-познавательной деятельности учащейся молодежи велась
Е.Галант, П.Гальпериным, Т.Егоровой, И. Марголиным, Л. Титаренко, Л. Рыбалко,
Т. Фридман и др.
Обоснование и экспериментальная проверка тестового контроля учеников и
студентов содержится в работах В. Безверховой, О. Масалитиной, Т. Солодкой.
Обобщение опыта организации контроля и оценки знаний учащейся молодежи в
зарубежных странах сделано Н. Бовиной, О. Кузнецовой.
Раскрытие специфики организации контроля учебно-познавательной деятельности
студентов высших учебных заведений в современных условиях отражено в работах
В.Аванесова, С.Архангельского, В.Беспалько, В.Буряка, В.Гриневой, Т.Дмитренко,
А.Зильберштейна, Н.Карапузовой, И.Синельник и др. Освещение
историко-педагогических аспектов организации контроля и оценки знаний
представлено в исследованиях А. Видченко, В. Вихрущ, М. Евтуха, Т. Лутаевой, С.
Золотухиной, Б. Ступарика, О. Сухомлинской и др.
Однако анализ упомянутых научных исследований свидетельствует, что, во-первых,
рассмотрение проблемы контроля и оценки знаний касалось преимущественно
учащихся начальной и средней общеобразовательной школы, во-вторых, она не была
еще предметом целостного историко-педагогического исследования.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее не исследованность в научном
плане обусловили выбор темы: «Теория и практика контроля результатов
учебно-познавательной деятельности студентов высших учебных заведений Украины
во второй половине ХІХ века».
Объект исследования – учебно-познавательная деятельность студентов высших
учебных заведений второй половины ХІХ века.
Предмет исследования – теория и практика контроля результатов
учебно-познавательной деятельности студентов высших учебных заведений Украины
во второй половине ХІХ века.
Цель исследования – на основе анализа историко-педагогической литературы и
архивных документов исследуемого периода обобщить теоретические наработки и
опыт реализации контроля результатов учебно-познавательной деятельности
студентов высших учебных заведений Украины во второй половине ХІХ века.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать взгляды отечественных педагогов исследуемого периода на
сущ