Ви є тут

Психологічні особливості читання тексту іноземною мовою студентами з різним когнітивним стилем.

Автор: 
Бондар Світлана Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002150
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В настоящей главе рассматриваются подходы к изучению понятия когнитивного стиля, и в частности, в связи с проблемой нашего исследования, рассмотрение когнитивного стиля как инструмента, как способа переработки информации; представлена история изучения когнитивных стилей в отечественной и зарубежной психологии, их типология и использование в исследованиях личности и деятельности на современном этапе развития психологии; сформулированы задачи и конкретные методики констатирующего этапа эксперимента.

2.1. Понятие когнитивного стиля и его основные характеристики

Концептуальные основы разработки проблемы когнитивных стилей связаны с трудами Р.Гарднера [233], [234], Д.Кагана [247, [248], Р.Кетелла [222], Г.Кляйна [249], Г.Олпорта, Г.Уиткина [279], [280], [281], [282], [283], [284], [285], и др.
Термин "когнитивный стиль", получивший широкое распространение в современной американской психологии, является одним из ключевых понятий в теоретических и экспериментальных исследованиях проблемы "личность - познавательные процессы" [233], [279], [247], [248].
Как считает Е.Т. Соколова, когнитивный стиль выступает аналитическим компонентом более широкого образования - личностный стиль, включающий также индивидуальные особенности взаимодействия человека с социальным окружением, его самооценку, преобладающие способы контроля и регуляции аффективной сферы [164].
Изучение когнитивных стилей находится на стыке психологии познания и психологии личности. Исследователей проблемы когнитивных стилей интересует человеческая индивидуальность и убежденность в существовании присущих всем людям индивидуально своеобразных форм понимания реальности.
В свете общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьевa стиль предстает перед нами как механизм, осуществляющий функции регуляции деятельности на разных ее уровнях [104].
Исследователи интерпретируют когнитивный стиль как выражение инструментальной целостности личности, как набор предпочитаемых способов выбора операционального состава процессов переработки и структурирования информации, что определяет не столько уровень, сколько способ, манеру осуществления деятельности. Они рассматривают "когнитивный стиль" как стабильную систему установок, характеризующих индивидуальную стратегию решения познавательных задач (что и как я должен делать, чтобы узнать), а также как механизм, осуществляющий функцию регуляции деятельности на различных ее уровнях, характеризующийся устойчивостью во времени. Когнитивный стиль описывает два полюса, две крайние формы познавательного реагирования [57], [70], [77], [79], [90], [92], [129], [155], [189], [190], [220], [221], [206], [223], [226], [233], [234], [250], [255], [260], [261], [263], [277], [279], [284].
В связи с этим в нашем исследовании мы рассматриваем проявление когнитивных стилей при чтении иноязычного текста и ставим задачу определения роли когнитивного стиля в обучении чтению.
В исследованиях когнитивных стилей затрагиваются вопросы, связанные с ролью когнитивного фактора в психической организации человека, механизмами многообразия проявлений познавательной активности, психологической взаимностью методических процедур и т.д. Проблематика когнитивных стилей соотносится с зарождением и развитием новой "структурной" методологической парадигмы, ориентированной на объяснение природы наблюдаемого стилевого постоянства в индивидуальной познавательной сфере за счет привлечения понятия "когнитивной структуры"[165].
В отечественной психологии понятие "когнитивного стиля" вошло в активный словарь психологов с 1976 г., благодаря работам В.A. Колга [83], [84], [85], Е.T.Соколовой [164], И.М.Палея [128], которые провели ряд исследований по когнитивным стилям, способствовавших уточнению эмпирического содержания и теоретического статуса этой категории. Как отмечал В.A.Колга, область исследований когнитивных стилей является порождением установки понять личность посредством изучения познавательных процессов, при этом познавательные процессы рассматриваются в качестве носителя знания о личности [84].
Исследователи Н.С.Егорова [55], [56], [57], С.E.Парилис [129], Е.Т.Соколова [164], А.В. Соловьев [165], М.А.Холодная [190], [191], [192], [193], [194], и др., следуя за Г.Клаусом [77] и др. зарубежными учеными, в психологии познавательных процессов на первое место выдвигают дифференциально - психологический аспект, а именно: исследование индивидуальной специфики процессов переработки информации, которая, в общем виде, обозначается как "когнитивный стиль". Индивидуальные различия в способах получения и воспроизведения информации, приемах анализа и структурирования своего окружения и т.д., в свою очередь, образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга.
Таким образом, понятие когнитивного стиля используется для обозначения, с одной стороны, межиндивидуальных различий в процессах переработки информации и, с другой стороны, выделения типов людей в зависимости от особенностей их когнитивной организации.
Понятие "стиля" первоначально было введено в качестве глобального психологического параметра, трактуемого как стиль изучения реальности. В более узком значении термин "когнитивные стили" использовался для обозначения и спецификации особого рода индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, которые не могли получить адекватной теоретической интерпретации в рамках традиционной психологии познания. Первоначально феномен когнитивных стилей определялся с учетом ряда принципиальных положений: 1) индивидуальные различия интеллектуальной деятельности, обозначаемые как когнитивный стиль, отграничивались от индивидуальных различий в степень успешности интеллектуальной деятельности, выявляемых на основе интеллектуальных тестов (так называемых IQ - различий); 2) когни