Ви є тут

Модернізація соціал-демократичної пара-дигми у контексті конвергенції ідеологій

Автор: 
Остюченко Сергій Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U002817
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РОЛЬ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАН ЗАПАДА
2.1. Содержание бюджета как характеристика реальной политики правительств
современных стран Западной Европы
Основной мыслью данного раздела является то, что социал-демократии не просто
повлияла, а повлияла положительно на все общественно-политическое развитие
стран Запада. И хотя социал-демократов довольно часто упрекают в чрезмерном
этатизме, посредством которого они пытаются реализовать модель демократического
социализма, нельзя списать со счетов очевидные успехи – государство всеобщего
благосостояния, эффективную борьбу с социальным неравенством, усиление
демократических принципов в производственных отношениях, смягчение негативных
социальных последствий экономических кризисов, общее повышение управляемости
социально-экономического развития. Известно, что во многих частях Европы
социал-демократические партии были той основной силой, которая стояла за
происходившей в ХХ в., особенно начиная с «великой депрессии» и вплоть до
1970-х годов, экспансией правительств. Социал-демократическая партия Швеции,
например, бессменно находилась у власти 1932 г. по 1976 г. Большую часть этого
времени (1946-1969) председателем партии и премьер-министром страны был Таге
Эрландер. Под его руководством в Швеции было создано одно из наиболее мощных на
планете обществ всеобщего благоденствия практически полностью искоренена
бедность, хотя и за счет наивысших в западном мире налогов.
Т.Эрландер говорил о шведском государстве всеобщего благоденствия как о «доме
народа» и «сильном обществе», под которым понимал влиятельное правительство,
вдохновленное чувством единения и духом комунитаризма. В 1954 г. в своей речи в
парламенте Эрландер сформулировал следующую позицию: «Ошибочно думать, что
свобода людей в экономической или же в политической сфере уменьшится, ели они
согласятся объединить силы, чтобы делать те вещи, с которыми сами не в
состоянии справиться. В чем… главная составляющая нашей политической
деятельности, как не в том, чтобы организовать такое сотрудничество? Нам нужно
страхование на случай болезни, но никто не может его сам себе предоставить.
Поэтому мы должны создать возможность для коллективного решения проблемы. То же
самое относится и к нашему желанию обеспечить социальные гарантии, улучшить
наши дороги, школы, оборону и т.д. Вся наша политическая деятельность пронизана
стремлением добиться общественного сотрудничества для решения таких задач,
которые мы можем осуществить совместно, но не можем решить поодиночке. Для нас,
социал-демократов, всегда было важным попытаться создать общество, в котором бы
граждане рассматривали деятельность правительства как выражение их собственных
усилий» [90].
Наряду с преодолением массового индустриального производства становится
экспонатом истории и возможность адекватной оценки успехов того или иного
общества на основе только экономических достижений. Факты последнего времени
свидетельствуют о том, что сами по себе прорывы в экономике не способны
разрешить социальные противоречия, хотя и создают для этого определенные
условия. Поэтому, проблемы, возникающие в сфере социальных отношений, не могут
сводиться к проблемам сугубо экономическим, а значит, требуют отдельного
внимания.
Пожалуй, можно сделать вывод, что одной из самых трудных проблем, с которыми
сталкиваются постиндустриальные страны Запада, является нарастающая
фрагментация прежде единой социальной структуры на множество все более
автономных и замкнутых слоев и групп. Этот процесс фрагментации отражает, как
закономерности того, что западные философы предпочитают называть
индивидуализированным обществом, так и объективные закономерности
функционирования современных хозяйственных систем. Таким образом, задачи
консолидации социума представляются сегодня не менее важными, чем обеспечение
экономической эффективности и конкурентоспособности. Ключевыми аспектами
социальных отношений в странах современного Запада являются классовая
стратификация, имущественное неравенство, противоречия, возникающие в сфере
трудовых отношений, а также проблемы, связанные с расколом общества по
этническим, национальным и культурным признакам.
Как известно, правительства способны сыграть ключевую роль не только в
стимулировании экономического роста, но и в справедливом распределении его
плодов. По мнению многих, правительства нужны для того, чтобы поддерживать
социальную справедливость путем перераспределения богатства и других ресурсов
между гражданами. Во многих странах распределение доходов крайне неравномерно.
Еще более неравномерно распределены, как правило, земля и другие материальные
ценности. Более того, во многих обществах неравенство богатства и доходов со
временем становится все более и более острым.
Таким образом, в подобных условиях социальная справедливость нередко диктует
переход к «новому курсу», особенно если существующее неравенство лишает многих
людей возможности получать образование, хорошее медицинское обслуживание,
удовлетворять другие жизненно важные потребности. Иными словами, может
потребоваться правительственное вмешательство, чтобы изъять у богатых часть
ресурсов и перераспределить их в пользу бедных. Некоторые теоретики
распределительной справедливости доказывают, что подобные перемещения ресурсов
должны быть нацелены на уравнивание условий жизни всех граждан. Другие,
напротив, хотел бы, чтобы правительства перераспределяли ту часть ресурсов,
которая необходима для «выравнивания игрового поля», т.е. обеспечивали
равенство возможностей, а затем пре