Ви є тут

Психологічна готовність старших підлітків та юнацтва до подружніх взаємовідносин.

Автор: 
Денисенко Анжела Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000765
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ,
ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К
СУПРУЖЕСКИМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ

2.1. Методы, организация и условия проведения исследования

Для исследования психологической готовности к супружеским взаимоотношениям у представителей старшего подросткового и юношеского возраста, нами были отобраны и адаптированы методики, которые позволили бы в максимальной степени оценить уровень психологической готовности и показатели личностных особенностей, оказывающих значительную важность на ее развитие. При этом мы исходили из того, чтобы данные методики были, во-первых, валидными; во-вторых, соответствовали возрастным критериям испытуемых; в-третьих, давали возможность оценить диагностируемые особенности психологической готовности как по качественным, так и по количественным показателям.
В окончательном варианте в комплекс выбранных методик вошли (см. приложение А. 1):
1. Методика диагностики коммуникативной установки, предложенная В.В. Бойко [109, С.298-311], позволила выявить уровень коммуникативной установки и толерантности. Первая часть опросника состоит из 25-ти вопросов, характеризующих негативные установки: скрытой и открытой жестокости, обоснованного негативизма, необоснованных обобщений и негативного общения. На предложенные суждения было предложено два варианта ответа: "да" или "нет". Обработка данных и интерпретация результатов происходит в соответствии с ключом (см. приложение Б). Вторая часть содержит 9 поведенческих признаков (по пять вопросов каждый), которые оцениваются по трехбалльной системе и характеризуют показатели: неприязни, эгоцентризма, консерватизма, конфронтации, авторитарности, регламентированности, обидчивости, раздражительности и дезадаптации. Варианты ответов: 0 баллов - неверно; 1 балл - верно в некоторой степени; 2 балла - верно в значительной степени; 3 балла - верно. Обработка результатов проводилась в соответствии с подсчетом полученных баллов по каждому суждению, где высокое количество набранных баллов (10 - 15) свидетельствует о низком уровне толерантности и негативном эмоциональном отношении с окружающими.
2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, предложенная О.Ф. Потемкиной [109, С.641-648]. Помогла установить выраженность особенностей ценностных ориентаций личности, в частности, установку на процесс, установку на результат, ориентацию на альтруизм, ориентацию на эгоизм, установку на труд, стремление к свободе, стремление к власти и установку на деньги. Состоит из 80-ти вопросов и двух вариантов ответа: "да" или "нет". Максимальное количество баллов (10) по одному из показателей свидетельствует о его выраженности (см. приложение Б. 1).
3. Методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста, предложенная С. Деллингером (1989), адаптированная А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой [109, С.492-510] и ориентирована на изучение черт характера. Стимульный материал состоит из пяти геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, зигзага и круга. В ходе исследования обследуемому предлагалось "почувствовать свою форму" и выбрать понравившуюся фигуру, а остальные ранжировались в порядке предпочтения. При интерпретации результатов исходили из символического значения формы. "Квадраты" - трудолюбивы, усердны, выносливы, ценят порядок, склоны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержаны. "Прямоугольники" - непредсказуемы в поступках, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя в данный момент времени. "Треугольники" - прирожденные лидеры, энергичны, неудержимы, честолюбивы, стремяться к достижению поставленных целей. "Круги" - доброжелательны, заинтересованы в сотрудничестве, их высшая ценность - люди и их благополучие. "Зигзаги" - творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.
4. Методика определения акцентуации характера, предложенная К. Леонгардом [109,С.274-281] и адаптированная Г. Шмишеком (1970). Предназначалась для диагностики типа акцентуации личности и являлась реализацией типологического подхода к ее изучению. Состоит из 88 вопросов и двух вариантов ответа: "да" или "нет". На основе обработки результатов определялись показатели выраженности: демонстративности (повышенной способности к вытеснению), педантичности (инертность, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний), ригидности (чрезмерная стойкость аффекта), неуравновешенности (ослабление контроля над влечениями и побуждениями), гипертимичности (оптимизм и высокая активность), дистимичности (пессимизм, заторможенность), тревожности (страх, робость и пугливость), циклотимности (смена гипертимических и дистимических фаз), экзальтированности (переход от восторга к печали) и лабильности (чрезмерная впечатлительность и чувствительность).
5. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению, предложенная К. Томасом [109, С. 470-475] и адаптированная Н.В. Гришиной. Выявляет основные типы поведения при конфликтных ситуациях, а именно соперничество (удовлетворение своих интересов в ущерб другой личности), сотрудничество (установка на альтернатив), компромисс (взаимные уступки), избегание (отсутствие кооперации) и приспособление (принесение в жертву собственных интересов). Данная методика описывает каждый из пяти перечисленных вариантов с 12-ю суждениями о поведении личности в конфликте и состоит из 30-ти вопросов. Респонденту предлагалось выбрать из двух суждений одно, наиболее характерное для его поведения в приведенных ситуациях. При этом количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о степени выраженности у испыту