Ви є тут

Формування структури функціональної підготовленості юних бігунів на середні дистанції у річному циклі тренування

Автор: 
Еделєв Олександр Сергійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001211
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследований
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
Анализ литературных источников;
Изучение опыта передовой практики путем педагогического наблюдения деятельности тренеров и спортсменов;
Педагогический эксперимент;
Педагогическое тестирование;
Комплексное обследование спортсменов с использованием методов велоэргометрии, хронометрии, спирометрии, пульсометрии, газоанализа, определения концентрации молочной кислоты в периферической крови;
Методы математической статистики.

Анализ литературных источников. В процессе проведенного анализа литературных источников нами были изучены современные аспекты подготовки юных бегунов на средние дистанции. Обобщение опыта многолетней подготовки бегунов на средние дистанции как у нас в стране, так и за рубежом позволило выявить наиболее слабые звенья в организации их тренировочного процесса. Одним из таких звеньев является методика построения круглогодичной тренировки у спортсменов в возрасте 15-16 лет.
Эти данные были сопоставлены с разработанными в последнее время в спортивной физиологии современными подходами в изучении функциональных возможностей организма спортсменов. Это позволило нам осуществить выбор средств и методов исследований. В первую очередь это касается методов позволяющих определять функциональные возможности организма спортсменов, специализирующихся в беге на 800 и 1500 м.
Педагогическое наблюдение осуществлялось в ходе учебно-тренировочных занятий, а также в ходе соревновательной деятельности. Основными параметрами, которые оценивались как тренерами, так и экспериментатором, являлись общая эффеективность тренировочного процесса, реакция организма на тренировочные нагрузки, степень утомления после учебно-тренировочных занятий, отношение к спортивным победам и поражениям.
Педагогический эксперимент в рамках выполняемой работы проходил в ходе реального тренировочного процесса при подготовке бегунов на средние дистанции 15-16 лет. Данный период тренировки соответствовал этапу предварительной базовой подготовки. Изучение литературы и обобщение практического опыта позволило сформироваать три экспериментальные группы, однородные по споему составу, которые тренировались по различным вариантам планирования годичной подготовки. В ходе педагогического эксперимента изучалась динамика исследуемых показателей в годичном цикле тренировки при различных вариантах его построения.
В настоящее время в спортивной практике находит широкое применение метод педагогического тестирования развития как общих, так и специальных способностей.
В соответствии с требованиями спортивной метрологии [4, 24, 40, 50], тест должен обладать надежностью, валидностью и объективностью.
В проведенных экспериментах был использован ряд тестов, которые являются общепринятыми [1, 19, 24, 27, 33, 39] в практике спортивной подготовки бегунов на средние дистанции как наиболее информативные для определения уровня развития основных двигательных спортсменов.
Широко, как в процессе предварительных так и основных исследований, нами использовалось хронометрирование. Оно осуществлялось тремя сверенными секундомерами. Определение уровня молочной кислоты в периферической крови у испытуемых осуществлялось по методу С.Баркера- Г.Самерсона [43].
Комплексное педагогическое и функциональное обследование производилось в условиях реального тренировочного процесса, а также и в лабораторных условиях. При этом у бегунов на средние дистанции, принимавших участие в эксперименте, фиксировался уровень производительности аэробной и анаэробной систем энергообеспечения, объективное определение уровня возможностей которых возможно только при комплексном подходе в решении этого вопроса [19, 82]. Исходя из этого, нами использовался, апробированный в многочисленных исследованиях, комплекс тестов, которые соответствовали общепринятому уровню информативности, устойчивости и надежности.
Данные полученные нами в процессе выполнения тестирующих заданий позволяли определить уровень функциональных возможностей организма бегунов на 800 и 1500 м в возрасте 15-16 лет. Дифференцированный контроль за уровнем возможностей отдельных факторов ФП давал нам возможность повысить качественную сторону оценки.
Показатели отражающие уровень функциональных проявлений у испытуемых были получены нами на быстродействующем автоматическом газоанализаторе типа "Бекман" (США). Аппарат был снабжен блоком для измерения величины легочной вентиляции и газоанализаторами "ОМ-11" и "LВ-2" используемых для измерения концентрации углекислого газа и кислорода в выдыхаемом воздухе. Забор выдыхаемого воздуха производился с использованием дыхательной маски, снабженной клапаном специальной конструкции. Внутренний диаметр клапанов был равен 35 мм, что обеспечивало минимальный уровень сопротивления дыханию как на вдохе так и на выдохе. Эти условия сохранялись в условиях покоя и при выполнении тестирующих нагрузок.
Частота сердечных сокращений в процессе проведения лабораторных исследований определялась при помощи кардиотахометра - 799 фирмы "Вилкен" (Германия). В той части исследований, которая проводилась в условиях реального тренировочного процесса, ЧСС фиксировалась пальпаторно в пятом межреберье по левой средне-ключичной линии в течение 10 секунд [89].
Для определения биологического возраста испытуемых использовались наиболее распространенные стандарты W.W.Greulich, I.S.Pyle J.M.Tanner-Whitehouee [182, 217]. Рентгенологические обследования и тестирование уровня функциональных возможностей производились в лабораторных условиях на базе республиканского центра отбора и физкультурного диспансера.
Кроме этого в условиях реального тренировочного процесса у испытуемых принимавших участие в эксперименте нами фиксировалась особенность ответной реакции организма на преодоление дистанции 400м с максимальной скоростью. После финиширования у бегунов опре