Ви є тут

Формування гуманістичної спрямованості особистості майбутнього практичного психолога.

Автор: 
Данилова Таїсія Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002390
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ
В данной главе описывается специфика экспериментального исследования
особенностей направленности личности студентов-психологов. Представлено
описание организации методов исследования. Описывается процедура создания и
проверки эффективной методики по исследованию типологии направленности
личности. Анализируются результаты исследования характеристик испытуемых с
различными типами направленности.
2.1. Организация и методы исследования.
С целью выявления типа направленности личности будущего практического психолога
была создана методика ДНЛПП (диагностика направленности личности практического
психолога).
Создание и апробация этой методики преследовало следующие задачи:
- выявить наличие различных типов направленности в структуре личности будущих
практических психологов;
- выявить представленность основных типов профессиональной направленности
личности у студентов – психологов;
- осуществить психологический анализ динамики формирования направленности
личности студентов-психологов 1-5 курса;
- эксплицировать и описать факторы, оказывающие влияние на динамику
формирования направленности личности будущих практических психологов в процессе
их профессионального обучения.
Исходя из вышеописанного, экспериментальное исследование было построено
следующим образом. На первом этапе испытуемым (студенты-психологи Таврического
экологического института, Гуманитарного института «Артек», всего 130 человек в
возрасте от 18 до 25 лет) предлагался комплекс заданий. Задания состояли из
утверждений и предложенных вариантов ответов. Испытуемым необходимо было
выбрать один из предложенных вариантов ответа, который наиболее полно отражает
их индивидуальные особенности направленности личности. Предлагаемые вопросы
выявляли особенности ценностного, когнитивного компонентов направленности
личности (исследование поведенческого и эмоционального компонентов структуры
направленности личности проводилось с помощью дополнительных методик).
Полученные результаты были подвергнуты качественному анализу, который позволил
выделить наиболее часто встречающиеся группы ответов.
Таким образом, на первом этапе были получены общие описания типов
направленности личности студентов-психологов и эксплицированы некоторые
психологические свойства и черты, присущие им. Полученные результаты позволили
составить первичное описание особенностей основных типов направленности
личности конкретных студентов и послужили основой для дальнейшей разработки
опросника, а также выделения основных факторов и индикаторов типа
направленности личности конкретного студента как будущего практического
психолога. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу, в ходе
которого было получено 14 групп утверждений, которые имели нормальное или
близкое к нормальному распределение. Каждая из вышеописанных групп утверждений
была разделена на 4 основные пункта (а, б, в, г). Испытуемый должен был
выразить своё отношение к каждому из предложенных пунктов (то – есть не выбрать
один, а оценить каждый) по следующей системе:
да, вполне согласен – 3 балла;
в целом согласен – 2 балла;
согласен в некоторой степени – 1 балл
нет, не согласен – 0 баллов;
не знаю, не задумывался над этим – 0 баллов.
Суммарные диагностические оценки относятся к четырём ценностным шкалам
опросника,
Шкалы:
Эг – эгоцентричность;
П – прагматичность;
Г – гуманность;
Экз – экзистенциальность.
Ввиду возможности получения недостоверных результатов (вследствие социальной
желательности ответов испытуемых), была осуществлена следующая процедура
шкалирования. Части испытуемых (50 человек) предлагалось ответить на опросник
дважды с разными инструкциями. Сначала задавалась прямая инструкция – отвечать
искренне за себя, затем требовалось отвечать так, чтобы произвести наиболее
приятное впечатление. Коэффициент ранговой корреляции между результатами двух
серий не значим (r = 0, 12 при p < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о
том, что представление о социальной желательности не зависит от собственного
индивидуального балла испытуемого по опроснику диагностики направленности
личности психолога (ДНЛПП).
Стандартизация опросника проводилась на выборке из 130 человек (студенты
Таврического экологического института, Гуманитарного института Артек). В
результате обработки полученных данных получены графики распределения по каждой
из шкал. Распределение по описываемым шкалам является нормальным, т.е. график
представляет симметричную унимодальную колоколообразную кривую.
Были также проведены исследования на определение ретестовой надёжности и
надёжности по внутренней согласованности.
1. С помощью разработанной методики ДНЛПП было проведено первичное
исследование. Повторное исследование (ретестирование) проводилось спустя 1,5
месяца. Полученные результаты позволили определить коэффициент надёжности (Rt),
который соответствует коэффициенту корреляции между результатами проводимых
исследований. Полученный коэффициент корреляции равен 0, 81 (коэффициент
корреляции по Пирсону).
2. Для вычисления коэффициента надёжности по внутренней согласованности была
использована формула Спирмена-Брауна
Rt = nRij \ 1+ (n-1) Rij,
где Rt-надёжность теста,
n-количество заданий,
Rij- средняя взаимная корреляция заданий.
Полученный коэффициент составил R = 0, 82.
Для проверки надёжности отдельных пунктов опросника определялось количество
значимых коэффициентов в каждой строке, т.е. число значимых корреляций каждого
пункта со всеми остальными. Вторым показателем надёжности отдельных пунктов
является и