Ви є тут

Застосування дозованого бігу і дихальних вправ у фізичному вихованні дошкільнят, які часто хворіють на гострі респіраторні захворювання

Автор: 
Мятига Олена Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002556
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Методы исследований

Для решения поставленных задач и оценки эффективности разработанной и примененной нами специальной беговой программы, круглогодично проводимой на свежем воздухе для детей дошкольного возраста, часто болеющих ОРЗ, в условиях детского дошкольного учреждения, были использованы следующие методы исследований:
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
2.1.2. Изучение документальных материалов.
2.1.3. Соматоскопия.
2.1.4. Антропометрические исследования.
2.1.5. Физиологические методы исследования.
2.1.6. Методы оценки физической подготовленности.
2.1.7. Педагогические наблюдения.
2.1.8. Методы математической статистики.

2.1.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных
Изучение литературы позволило сформулировать проблему, определить степень актуальности вопросов, решаемых в ходе исследований, теоретически обосновать цель и задачи работы, проанализировать эффективность построения оздоровительных мероприятий в системе физического воспитания детей, часто болеющих ОРЗ. Обзор литературы позволил сделать вывод о недостаточной изученности вопросов, связанных с эффективностью процесса физического воспитания и профилактикой заболеваемости детей дошкольного возраста. Это составляет важную проблему системе оздоровления детей. Её можно сформулировать как исследование эффективности построения оздоровительных мероприятий в системе физического воспитания детей, часто болеющих ОРЗ.
2.1.2. Изучение документальных материалов
Анализировались государственные программы по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста [104] и существующие альтернативные программы, с целью определения тестов для оценки физической подготовленности детей 6-го и 7-го года жизни [4, 45, 57, 69].

2.1.3. Соматоскопия
Учитывая большое значение соматоскопии для определения типа телосложения и оценки физического развития [21, 24, 25, 144, 193] нами, совместно с педиатром, была тщательно обследованы грудная клетка, позвоночник и нижние конечности. Определялась форма грудной клетки. При наличии её деформаций отмечалась степень их выраженности. Наиболее часто встречающимися отклонениями грудной клетки от нормы у детей являются: плоская, куриная или воронкообразная грудь, бочкообразная грудная клетка. При обследовании позвоночника мы указывали на функциональную неустойчивость осанки, а также отношения длины позвоночника к общему росту [75, 110]. Определяли тип телосложения по предложенным методам М.Я. Брейтмана и K. Hirata с целью установления зависимости физического здоровья от его соматотипа.

2.1.4. Антропометрические исследования
Антропометрические исследования проводились по известным методикам [43, 56, 86, 144, 156]. В комплекс антропометрических исследований мы включали: измерение длины тела, стоя (см); массу тела (кг); окружность грудной клетки (см), а также учитывали их взаимоотношения с целью установления индексов физического развития. Измерение длины тела проводили с помощью ростомера. Масса тела определялась с помощью медицинских весов с точностью до 50 грамм. Окружность грудной клетки измеряли сантиметровой лентой (см). Определяли экскурсию грудной клетки. Фиксировали показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха.
Оценку физического развития определяли измерением жизненной емкости лёгких и по показателям кистевой динамометрии [43].
Жизненная ёмкость лёгких измерялась воздушным спирометром. Обследуемому ребенку, после 2-3 вдохов, предлагалось произвести после максимально глубокого вдоха медленный до отказа выдох в трубочку спирометра через рот. Оценивался результат из трех попыток, фиксировался максимальный результат.
Измерение силы правой и левой кисти проводилась детским ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Выполнялись 2 попытки сначала левой, затем правой рукой. Фиксировался лучший результат каждой из кистей.

2.1.5. Физиологические методы исследования
Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы нами были использованы пульсометрия (измерение частоты сердечных сокращений пальпаторным методом за 10 секунд (с.) трижды после 2-3-х минут отдыха с перерасчётом полученной величины за одну минуту), артериальная тонометрия методом Н.С. Короткова (с определением величины систолического, диастолического и пульсового давления). Применялась манжетка М-85 (мм).
Для оценки состояния функции внешнего дыхания проводились спирография и пневмотахометрия [20,78,156].
* Спирография - графическая регистрация параметров функции внешнего дыхания. Спирографическое исследование проводились с помощью специалистов НИИ охраны здоровья детей и подростков (отделение функциональной диагностики). Спирограммы регистрировались на отечественном спирографе "Мета - 2" после 10-15-ти минутного отдыха в положении лежа на кушетке. Расчёт полученных показателей производился по методике, предложенной Ю.А. Агаповым (1963), и таблицам Гарриса-Бенедикта. Для более объективного представления о кислородном обмене организма детей определялись не только абсолютные величины параметров, но и относительные, рассчитанные на килограмм веса. В исследованиях и последующих расчётах все нижеприведенные показатели исследовались только в условиях опыта. При проведении спирографического исследования были выбраны только те показатели функции внешнего дыхания, которые могут быть использованы как критерии физических возможностей при сопоставлении их с данными клинического состояния, величиной аэробных возможностей и толерантности к физическим нагрузкам [20].
* Частота дыхания (ЧД).
* Глубина дыхания, или дыхательный объём (ДО).
* Минутный объём дыхания (МОД).
* Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ).
* Компоненты ЖЕЛ.
* Максимальная вентиляция лёгких (МВЛ).
* Потребление кислорода за единицу времени (ПО2).
* Коэффициент использования кислорода в лёгких (КИО2).