Ви є тут

Міцність і деформативність залізобетонних фрагментів стін будівель і споруд, що зводяться у вертикально-рухомих опалубках.

Автор: 
Долматов Андрій Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003333
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ применения известных систем опалубки показал, что высокое качество стен достигается при использовании подъемно-переставных и сборно-разборных опалубок. Что касается опалубок, относящихся к скользящим, то низкое качество стен снижает интерес строителей к их использованию. Из-за больших сил трения и сцепления, возникающих между бетоном и скользящей опалубкой [110, 111], а также из-за нарушений в организации и технологии процесса бетонирования поверхность стен получается шероховатой, с наплывами, раковинами, горизонтальными трещинами, что в дальнейшем может привести к возникновению аварийных ситуаций. Так, общая длина подорванных стен мельничного комбината в Санкт-Петербурге составила 100 погонных метров. Обследование элеваторов в Херсоне, Ташкенте и Москве выявило, в качестве основных причин деформации их стен, плохо отремонтированные дефекты (срывы, горизонтальные трещины, раковины и т.п.) [112]. Также необходимо отметить, что взаимодействие стены с движущимися щитами опалубки приводит к смещению проемообразователей. В результате этого происходят недопустимые отклонения в расположении окон и дверей, ниш для размещения сантехнических устройств и т.п.
Эти недостатки в значительной мере могут быть устранены совершенствованием конструктивного решения самой опалубки, в частности, за счет более широкого использования переставных вариантов вертикально-подвижных опалубок и наличия четких рекомендаций по регламенту ведения работ с применением таких опалубок.
Целесообразность поиска путей совершенствования технологии строительства подтверждается рядом авторских свидетельств, целью которых было повышение качества бетона стен и расширение технологических возможностей вертикально-подвижных опалубок за счет совершенствования их конструктивных решений (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Анализ совершенствования конструктивных решений вертикально-подвижных опалубок
№ЭскизСсылкаПримечанияЭффективностьсовершенствования технологииповышения качества конструкции1234561
1 - кружала; 2 - щиты; 3 - рычаги; 4 - тяги; 5 - рама; 6 - подвески; 7 - винты; 8 - ось;
9 - гайки; 10 - винт; 11 - упор; 12 - регу-лировочный винт; 13 - ригель; 14 - привод[113]Механизация операции отрыва щитов от бетона+-1234562
1 - щиты; 2 - рама; 3 - домк. стержень; 4 - домкрат; 5 - трубка; 6 - шток; 7 - ролик; 8 - индикатор[114]При подъеме отклонение щитов от вертикали отражается на индикаторах. Возможна корректировка положения опалубки-+3
1 - щиты; 2 - домкрат; 3 - домкратная рама; 4 - крепление кружал; 5 - ригель рамы; 6 - винты; 7 - стойки; 8 - палец; 9 - отверстие косынок; 10 - прорезь[115]Возможна компенсация перекосов опалубки и обеспечение точной и простой регулировки положения опалубочных щитов-+1234564
1 - рама; 2 - рабочий пол; 3 - перфориро-ванные щиты; 4 - вакуумкамера; 5 - перфорованная облицовка; 6 - фильтро-материал; 7 - привод[116]Использование устройства для вакуумирования и гибкого покрытия в виде бесконечной ленты++5
1 - рама; 2 - рабочий пол; 3 - щиты; 4 - об-лицовка; 5 - двигатели; 6 - редукторы;
7 - шестеренки; 8 - зубчатая дорожка;
9, 10 - шкивы; 11 - щиты[117]Подъем осуществляется за счет сил сцепления бетона с лентой. Механизм подъема входит в конструкцию самой опалубки++1234566
1 - фермы; 2 - щиты; 3 - рычаг; 4 - опора;
5 - винт; 6 - редуктор; 7 - двигатель;
8 - ползуны; 9 - рычаг; 10 - щиты;
11, 12 - площадки; 13, 14 - баллоны;
15 - коробки[118]Обеспечивается возможность армирования возводимого сооружения объемными каркасами любых размеров+-7
1 - щиты; 2 - тяги; 3 - ригели домкратных рам; 4 - рычаг; 5 - струбцина; 6 - упор;
7 - крепление к щиту; 8 - винт;
9 - гидравлическая стойка; 10 - подвесы;
11 - шарнир; 12 - стена
[119]Механизация процесса перестановки и операции отрыва+-Примечание: "+" - влияет прямым образом, "-" - не влияет прямым образом
Кроме схем опалубок, приведенных в табл. 2.1, исследователями предложен ряд усовершенствований для тех же типов опалубки [120, 121, 122, 123, 124]. Однако, эти усовершенствования практически не меняют характер взаимодействия опалубки с образцом, поэтому в табл. 2.1 не приводятся.
Будущее, по-видимому, за таким конструктивным решением, которое позволило бы решить сразу несколько проблем. Так, например, в подвижной опалубке (поз. 1, табл. 2.1) процесс возведения стен может быть непрерывным, как в скользящей опалубке. В случае перебоев в поставке материалов или при аварийной ситуации щиты могут отводиться от бетона и она работает как переставная. Однако, практика показывает, что данное решение в условиях строительной площадки не нашло широкого применения. Причина этого - повышение трудоемкости работ по очистке щитов от бетона, а также налипание его на приспособления отрыва, что понижает эксплуатационную надежность опалубки.
Интерес представляет решение опалубки с использованием гибкой ленты (поз. 5, табл. 2.1). Такое решение несколько усложняет конструкцию, но дает высокий технологический эффект, исключая полностью ручные операции при виброуплотнении бетонных смесей и решая проблему технологических остановок.
Использование бесконечной ленты решает проблему сохранения качества поверхностей при вынужденных перерывах, так как при распалубке затвердевшего бетона есть возможность свести к нулю напряжения по плоскости сдвига. При этом происходит нормальный отрыв эластичного ковра от поверхности бетона стены, не нарушаются структуры как свежеуложенной бетонной смеси, так и бетона на ранних стадиях твердения. Данный факт подтверждается работами [125, 126]. Автор отмечает, что создается возможность формования без дефектов практически любых поверхностей и полностью исключаются процессы по дополнительной отделке монолитной конструкции. Отсутствие трения высвобождает более 50% домкратов. Увеличение шага установки домкратов позволит усовершенствовать процесс установки арматуры за счет применения об