Ви є тут

Методичні засади розвитку системи задач з механіки у класах з поглибленим вивченням фізики

Автор: 
Попова Тетяна Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003532
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАДАННОГО ПОДХОДА ПРИ
УГЛУБЛЕННОМ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

Общие методические основы исследования обусловлены раскрытыми в дидактике целями, содержанием и задачами образования:
1) изучение теории на основе практики;
2) развитие умственных способностей, мышления, общее развитие учащихся - одна из главных задач обучения;
3) воспитание у учащихся умения самостоятельно мыслить и усваивать
знания;
4) активная познавательная деятельность учащихся рассматривается не
только как средство овладения знаниями, умениями и навыками, но и как важнейший источник их умственного развития;
5) управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью
происходит при условии сформированности у учащихся приемов умственной
деятельности;
6) усвоение программного материала зависит от особенностей его содержания, подготовленности учащихся к восприятию нового, от закономерностей
восприятия, памяти, мышления, возрастных и индивидуальных особенностей
учеников на различных этапах обучения;
7) формирование исследовательского стиля умственной деятельности и
развитие творческого мышления: направленность на абстрагирование и обобщение материала, осознанность и самостоятельность мышления, определяемая
соотношением его практической и словесно-логической стороны, гибкость
мыслительной деятельности, восприимчивость к помощи;
8) учащиеся должны овладеть не только определенной системой знаний, но и обобщенными приемами умственной деятельности, рациональными приемами учебной работы, быть готовыми к самостоятельному добыванию знаний.

2.1. Тематическое планирование раздела "МЕХАНИКА"
и место в нем задач
Составленная система физических задач, включающая задачи для самостоятельного решения и задания для контроля знаний, реализует усовершенствованную, апробированную и внедренную нами в учебный процесс программу по углубленному изучению физики для 9-го класса. Нам было необходимо усовершенствовать программу углубленного курса физики, существующую на момент начала диссертационного исследования. Эта программа стала основой для составления системы физических задач.
Программа составлялась таким образом, чтобы при изучении раздела "Механика" в мировоззрении учащихся формировалась единая научная картина мира и соблюдалась преемственность между средней и высшей школами. При составлении программы мы ориентировались на стандарт физического образования [26, 27, 29, 31, 32, 56, 93, 112, 117]. Кроме того, усовершенствованная программа направлена на решение ряда дидактических задач [93]:
1. Конкретизация конечной цели изучения учебного предмета, его отдельных разделов, тем, компонентов. Поиск оптимальной последовательности изучения учебного материала.
2. Выделение на каждой ступени изучения учебного предмета главных линий развития содержания. Учитель и ученики должны понимать логику изученного материала, понимать взаимосвязь между отдельными вопросами программы.
3. Претворение идеи углубленного изучения физики, когда достигается
творческий подход к обучению.

2.1.1. Общие критерии, используемые при составлении системы
физических задач
Специфика создания системы физических задач не исчерпывается особенностями составляющих его компонентов, а обуславливается характером связей и отношений между отдельными элементами системы. Поэтому система физических задач должна удовлетворять ряду определенных дидактических и методических принципов, которые рассматривались выше (§ 1.2). Результаты педагогического эксперимента показали необходимость использования следующих критериев при составлении системы физических задач:
1. При решении системы задач решается ряд вопросов формирования научного мировоззрения учащихся.
2. В процессе решения задач учащиеся приобретают умения и навыки применять свои знания для анализа различных физических явлений, происходящих
в природе и технике, выполнять различные чертежи и рисунки, строить графики, пользоваться справочной литературой, применять контрольно-измерительные приборы, инструменты.
3. Решение системы задач должно формировать у учащихся умения систематизировать, обобщать полученные результаты, делать выводы о реальности полученных ответов.
4. При решении системы задач развиваются логическое мышление, умения
пользоваться методами индукции и дедукции, анализа и синтеза, умения делать
выводы и обобщения.
5. При решении системы задач учащиеся должны:
а) развивать умения и навыки применять знания на практике;
б) овладеть терминологией и умением пользоваться этой терминологией
для анализа информации;
в) закреплять умения и навыки условного обозначения физических величин;
г) приобретать навыки получения расчетных формул (расчетная формула
является математической зависимостью между известными и неизвестными в условии задачи физическими величинами);
д) приобретать умения и навыки выполнять проверку единиц измерения
неизвестных величин, что является, как известно, одним из методов самоконтроля правильности решения задачи.
6. Количество задач в системе не должно строго ограничиваться (их должно
быть достаточно для решения на уроках, для домашних заданий, для самостоя -

тельного решения).
7. По степени усложнения система задач должна строиться так, чтобы, решив ряд обучающих задач, учащийся мог сам переходить к решению задач повышенного уровня сложности и комбинированных (от простого к сложному).
8. В систему задач должны быть включены задачи повышенной степени
сложности - это позволит развивать у учащихся, склонных к изучению физики,
творческое мышление.

2.1.2. Кинематика
При решении и составлении задач мы пользуемся не реальными явлениями, а их физическими моделями, т.е. некоторой идеализированной моделью явления, описываемого в условии задачи. Физическая модель помогает учащемуся составить и решить задачу. Обучая учащихся применению метода физического моделирования при объяснении явлений природы и решен