Ви є тут

Методика професійної підготовки курсантів-штурманів до дій в екстремальних умовах

Автор: 
Селезньов Олександр Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003640
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Теоретические посылки научного обоснования и разработки методики профессиональной подготовки курсантов-штурманов к деятельности в экстремальных условиях

В настоящее время в силу научно-технического прогресса встает проблема профессиональной надежности штурмана, его способности противостоять экстремальным воздействиям, выполнять профессиональные функции (сбор разноречивой приборной информации, ее обработка, построение концептуальной модели образа деятельности и выдача необходимой информации командиру воздушного судна) на фоне отрицательных факторов полета (возможная гипоксия, акселерационные перегрузки, вестибулярные расстройства, вибрация, монотония, факторы психологической несовместимости, утомление, шумы и др.). Перечисленные факторы выдвигают повышенные требования к подготовке штурманского состава, что требует нового подхода к структуре и содержанию профессиональной подготовки курсантов-штурманов к деятельности в экстремальных условиях.
Из анализа, приведенного главе 1, можно сделать заключение, что несмотря на интенсивность исследований по различным направлениям, проблема далека от своего решения, что выражается в большом количестве аварий и катастроф по вине человека.
По мнению многих ученых и практиков летного обучения [70, 76, 106, 159], наивысшая роль в профессиональной подготовке штурманов принадлежит тренажерной и теоретической подготовке. Именно тренажеры в сочетании с теоретической подготовкой являются теми средствами, которые могут обеспечить формирование профессиональной готовности курсантов-штурманов к деятельности в экстремальных условиях.
Документы, регламентирующие профессиональную подготовку курсантов-штурманов, наставления по штурманской службе, курсы учебной летной подготовки, профессионально - квалификационная характеристика штурмана и другие воплотили в себе достижения практики самолетовождения, основной целью которых является формирование профессиональных знаний и навыков. Однако практически полностью отсутствуют регламентирующие документы по формированию профессионально важных качеств, лежащих в основе надежности профессиональной деятельности.
В авиационной педагогике, как ни в одной другой области, единство знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств является фундаментальной основой надежности профессиональной деятельности в экстремальных условиях. В то же время ученые в области педагогики для решения проблем подготовки штурманского состава практически не привлекались [79, 107, 111]. Это привело к тому, что последние достижения педагогической науки ни в одном из нормативных документов не получили своего реального отражения.
На сегодняшний день в педагогике, возник вопрос о необходимости упорядочения профессиональной подготовки штурмана на основе человеческого фактора [107, 109]. Возрастающее количество поступающей информации диктует необходимость немедленного решения данной проблемы. А в разработке системных концепций педагогика сегодня нуждается больше, чем любая другая наука. [109].
Современное развитие педагогической науки дает все посылки для разработки методики подготовки курсантов-штурманов, реализация которой даст возможность сформировать профессиональную готовность штурмана к деятельности в экстремальных условиях полета.

Одной из особенностей развития современной науки является все возрастающее стремление к объединению самых различных областей знания на базе системного подхода [11, 18, 25, 109].
Система представляет собой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, в которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия на получение полезного конечного результата [8, 9]. Такое определение системы [107, 109, 111] можно считать наиболее приемлемым для педагогических исследований в области профессиональной подготовки летного состава.
Применение системного подхода к организации педагогического процесса с позиций человеческого фактора - в настоящее время одна из актуальнейших проблем профессиональной подготовки штурманов, решение которой [107, 109] позволит:
* быстро сформировать профессиональные знания, навыки и умения;
* быстро сформировать профессионально важные качества;
* обеспечить менее выраженную психофизиологическую стоимость профессиональной деятельности;
* сформировать надежность профессиональной деятельности в экстремальных условиях;
Системный подход предусматривает комплекс средств подготовки, специфических процессуальных принципов, содержания, методов и средств подготовки, методов и критериев оценки профессиональной готовности [2, 58].
Опираясь на принципы системной организации, можно определить организационно-технологические и дидактические компоненты методики профессиональной подготовки курсантов-штурманов к деятельности в экстремальных условиях. Актуализация этих параметров будет способствовать получению надежности профессиональной деятельности курсантов-штурманов.
Для достижения максимальной эффективности методики профессиональной подготовки курсантов-штурманов к деятельности в экстремальных условиях необходимо обеспечить ее оптимизацию [16, 17, 18, 19].
С этих позиций академик Ю.К. Бабанский [16-18] указывал на то, что под оптимизацией учебного процесса надо понимать не какую-то новую форму или новый метод обучения, это специальная процедура действий педагога по обоснованию и осуществлению в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно-воспитательных задач при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся и учителя.
Вопросы эффективности обучения в высшей школе нашли свое отражение в исследованиях С.И. Архангельского [12], Ю.К. Бабанского [16-19], И.А. Зязюна [75, 137], М.И. Махмутова [125-127], А.В. Петровского [138, 139] , Н.Ф. Талызиной [169].
Проблемы совершенствования обучения, сущности п