РАЗДЕЛ 2. концептуальные основы создания зон высоких технологий в СРВ
2.1. Зоны высоких технологий в контексте экономических приоритетов СРВ
Как известно, страна, которая хочет иметь будущее, должна иметь сильную
инновационную политику, сильную инновационную сферу деятельности и
сформированную национальную инновационную способность. Процесс формирования
национальной инновационной способности очень длительный и он зависит от многих
факторов. Япония после Второй мировой войны активно приступила к формированию
своей национальной инновационной способности и именно это дало ей возможность
достичь блестящих результатов в создании конкурентоспособных товаров, используя
нововведения. Не имея своей сильной фундаментальной науки, Япония выиграла на
мировых рынках конкуренцию по производимой ею продукции. Национальная
инновационная способность зависит от менталитета людей, их образования, от
уровня развития фундаментальной и прикладной науки, экономического уклада,
наличия (или отсутствия) инновационных структур, к которым относятся зоны
высоких технологий, малые инновационные предприятия, инкубаторы бизнеса,
научные и технологические парки и другие структуры. Но эта способность нации во
многом определяется государственной политикой в отношении инновационной
деятельности и инновационного предпринимательства, той политикой, которую
проводит страна в отношении инновационного предпринимательства в сфере науки и
техники, тех законов, которые ускоряют или тормозят эту деятельность.
В СРВ необходимо на государственном уровне заниматься проблемами использования
мировых результатов научных исследований, в целях опережающего развития
наукоемких отраслей, формирования сектора инновационного предпринимательства.
Именно для этой цели активно создаются в наиболее развитых странах инкубаторы
бизнеса и технопарки, инновационные центры. В США создано более 150
исследовательских университетских парков и 750 инкубаторов бизнеса, в
Великобритании – 42 научных парка, в России – около 50 технопарков, в Германии
– около 250 технологических центров и инкубаторов бизнеса [см.: 41, С. 29-40;
63, С.16-30; 132].
Необходимо различать инкубаторы нетехнологического и технологического профиля.
Кроме этих структур в зарубежных странах в последнее время стали появляться
инкубаторы технологий, которые “выпускают” не фирмы, ставшие “на крыло”, а
готовые технологии.
Значение становления зон высоких технологий для СРВ очень велико и определяется
тем, что в ходе развития аналогичных структур, как свидетельствует мировой опыт
[8; 26], достигается ряд социально-экономических эффектов, среди которых
следущие:
– создаются материально-техническая, финансовая, информационная и
социально-культурная базы для становления развития, поддержки и подготовки к
самостоятельной деятельности фирм-клиентов;
– создаются новые рабочие места;
– создаются технологии;
– создается коммерческий продукт;
– обеспечивается обучение и становление фирм-клиентов;
– непрерывно генерируются инновационные процессы;
– обеспечивается экономическое возрождение регионов;
– создаются новые виды производств;
– привлекаются инвестиции из других регионов и из-за рубежа;
– обеспечивается высокая выживаемость фирм-клиентов;
– повышается предпринимательская культура населения регионов;
– происходит коммерциализация фундаментальных научных знаний, открытий,
изобретений;
– обеспечивается структурнуя перестройка экономики регионов.
Делая акцент на развитие в СРВ зон высоких технологий, правительство тем самым
утверждает, что выбираем путь технологического развития и не считает
целесообразным сосредотачивать свое внимание исключительно на развитии обычного
малого предпринимательства нетехнологического профиля, для которого более
приемлемыми являются инкубаторы обычного бизнеса.
Следует отметить, что зоны высоких технологий, фактически, являются механизмами
ускорения становления и развития наукоемкого предпринимательства и могут стать
такими и в случае СРВ. Это структуры, которые косвенно порождают бизнес,
генераторы бизнеса в сфере науки и высоких технологий. Их эффективность в
занчительной степени определяется их правильным использованием.
Зона высоких технологий является открытой системой, которой чужды
многоуровневые иерархические структуры управления, ей тесно в рамках
традиционных структур, например, вуза или научного центра. Вот почему как по
отношению к зонам высоких технологий, так и по отношению к фирмам, поселившимся
под его крышей, приемлемым является “мягкое”, “органичное” управление, но ни в
коей мере не административное управление.
Зоны высоких технологий весьма активно и эффективно влияют на жизнь, экономику,
психологию людей целого региона, в котором они созданы. Это механизмы, с
помощью которых реализуются современные подходы технологического развития
регионов и страны. Зоны высоких технологий нацелены в будущее и несут энергию
развития региона.
Для СРВ наиболее приемлема, на наш взгляд, "классическая" структура зоны
высоких технологий, которую упрощенно состоит из двух частей:
- “ядра” зоны, которое представлено инкубатором начинающих малых инновационных
фирм, зрелыми фирмами (вышедшими из инкубатора, но пожелавшими остаться на
территории зоны, если у неё есть такая возможность), и фирмами, которые перешли
в зону, например, из научного учреждения, промышленного предприятия, города и
т. д., а также дочерними фирмами крупных предприятий;
- “оболочки” зоны, которая представлена фирмами сервиса (простого и сложного),
необходимыми для предоставления качественных услуг малым инновационным фирмам,
а также командой менеджеров зоны высоких технологий.
Признаками действующей зоны
- Київ+380960830922