Ви є тут

Великобританія та проблема будівництва Суецького каналу

Автор: 
Савенков Валерій Валерійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U003134
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА БРИТАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.: ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ НА ВОСТОК
Преобладание восточного направления в колониальной экспансии Великобритании стало определяться в середине XVIII в. Опираясь на свое торгово-промышленное и военно-морское превосходство, Великобритания в ходе Семилетней войны (1756-1763) нанесла решающее поражение Франции в Индии и заложила фундамент своей огромной империи на Востоке. В последующие годы британская Ост-Индская компания (ОИК) распространила свой контроль на богатейшие области Индостана. Вовлечение их в систему британской экономики как нельзя лучше соответствовало нуждам бурно развивавшейся промышленности "Туманного Альбиона". Промышленный переворот и, как следствие, быстрый рост машинного производства, развитие текстильной, металлургической, машиностроительной отраслей промышленности, а также судостроения вызвали потребность Англии во внешних источниках дешевого сырья ? черных и цветных металлов, хлопка, шерсти, леса, селитры, красителей и др. [199, с.113, 133, 138]. В связи с этим в системе британской торговли с Индией наметились изменения. Значение обычных колониальных товаров ? пряностей, чая, тканей ручной выделки и пр. ? падало, тогда как сырье и продовольственные товары выходили на первый план [156, с.216; 328, с.332].
В то же время увеличивалась важность Индии и как импортера английских товаров. Переход целого ряда отраслей британской промышленности к массовому производству создал проблему реализации готовой продукции, переполнившей внутренний рынок [199, с.116-117, 137, 168]. В этих условиях рынки многомиллионного Индостана, практически не защищенные таможенными тарифами, открывали заманчивые перспективы для сбыта английских товаров. Имел место и стратегический аспект англо-индийских отношений ? территории, находившиеся под властью ОИК, рассматривались в Лондоне как удобный плацдарм для дальнейшей экспансии в Азии [140, с.26; 277, с.20; 327, с.161-162]. Как видим, поддержание эффективного контроля над Индией к началу XIX в. превратилось в важнейший фактор британского мирового могущества.
Серьезным неудобством на пути англичан в Индию была ее большая географическая отдаленность. Франция, имевшая выход в Средиземное море, обладала в этом отношении определенным преимуществом. Попыткой использовать это преимущество для реванша в Индии была египетская экспедиция Наполеона Бонапарта (1798). Правильно оценив значение Египта как неотъемлемого звена на пути из Европы в Индию, Наполеон стремился поразить Великобританию в самое уязвимое место ? разорвать ее коммуникации с Востоком и тем самым нанести решающий удар по ее могуществу [311, т.1, с.361, 336, с.15]. Создав реальную угрозу Индии, поход Наполеона подтолкнул британское правительство не только к поспешному восстановлению номинальной власти турецкого султана в Египте, но и к установлению безопасных и регулярных путей сообщения с Востоком.
Значительных успехов в этом отношении англичанам удалось достичь в период наполеоновских войн. Большинство территориальных приобретений Великобритании, зафиксированных Венским конгрессом 1814-1815 гг., имело целью обеспечение ее стратегических позиций на подходах к Индии [5в, с.125]. В частности, установление контроля над Капской провинцией, о. Маврикий, Сейшельскими островами и о. Цейлон обеспечило англичанам полную монополию сообщений между Европой и Востоком. В последующие десятилетия Великобритания, опираясь на свой могущественный военно-морской и торговый флот, обеспечила за собой безопасный и надежный путь вокруг Африки. Парусные суда ОИК, получившие название "Ост-Индиамен" и не уступавшие по водоизмещению и вооружению крупнейшим военным кораблям того времени, могли гарантировать безопасность англо-индийских коммуникаций [342, с.81].
Другим немаловажным достижением британской дипломатии на Венском конгрессе был переход во владение Соединенного королевства острова Мальты и Ионических островов [5в, с.121, 586]. Эти приобретения, в совокупности с уже контролируемым Гибралтаром, позволили Великобритании обеспечить за своим флотом стратегические позиции в Средиземноморье, а также в некоторой степени компенсировать "неудачность" своего географического положения по отношению к Индии. Не менее пристальное внимание британские правящие круги обращали на Египет. Руководство Форин оффиса отлично понимало значение этой страны для поддержания английских позиций в Индии. Подтверждением тому стала экспедиция генерала Фрейзера, направленная в Египет в марте 1807 г. с целью предупреждения повторного вторжения туда французов [361, с.33]. В то же время оккупация Египта не входила в планы британских политиков. Альтернативный путь укрепления позиций в стратегически важном регионе был отражен в основных принципах "египетской" политики Уайтхолла. Основной целью такой политики было сохранение турецкого сюзеренитета над долиной Нила и противодействие любым попыткам усиления колониальных соперников Великобритании в этом регионе [107, с.36]. Опираясь на свое возраставшее дипломатическое и финансовое влияние в Константинополе, англичанам удавалось более или менее эффективно проводить эту политику в течение всего рассматриваемого периода.
Обезопасив, таким образом, стратегические подходы к своим владениям на Востоке, британское правительство в то же время предпринимало практические шаги по расширению регулярного транспортного сообщения с Индией. К началу 20-х гг. практически весь объем перевозки грузов и пассажиров проходил вокруг мыса Доброй Надежды. Относительная безопасность прибрежного плавания и наличие нескольких промежуточных морских баз сделали этот путь на Восток основным на несколько десятилетий.
Однако путь вокруг Африки имел один существенный недостаток, ? он был слишком продолжительным. Несмотря на то, что к 1825 г. "Ост-Индиамен" представляли собой едва ли не высшую степень развития парусных судов, переезд на них из Лондона в Калькутту занимал от 5 до 8 месяцев [425а, т.18, с.200-206].
Наиболее остро этот недостаток проявился в х