Ви є тут

Формування і розвиток державної системи народної освіти кримських татар (1870–1920 рр.)

Автор: 
Абібуллаєва Ділара Ільясівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U004326
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ ТАТАРСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

2.1. Законодательная база, возникновение и развитие Симферопольской татарской учительской школы

История народного образования крымских татар имеет глубокие корни, уходящие в далекое прошлое. Под влиянием распространения среди тюркских народов Золотой Орды ислама в среду тюркских племен Крымского улуса была привнесена "арабская ученость" и система конфессионального образования.
С этого времени у крымскотатарского народа начала формироваться национальная школа. Традиционно для мусульманских народов она имела два уровня: мектебе - начальное учебное заведение - и медресе - учебное заведение высшего типа. Несколько столетий эта система оставалась неизменной и к XIX веку стала тормозом в народном просвещении.
Включение в конце XVIII века в состав Российской империи Крыма стало вносить радикальные перемены в жизнь крымских татар. Заметные изменения стали происходить и в системе народного образования. По мнению профессора В.Ю. Ганкевича, правительство в Санкт-Петербурге и местная администрация Таврической губернии столкнулись с рядом проблем, в частности с проблемой ознакомления местных жителей с положениями внутренней и внешней политики страны, с законодательными актами государства. И крымские татары, и российские чиновники с большими трудностями преодолевали существующий языковой барьер. Возникла острая необходимость в квалифицированных кадров из числа крымских татар, знающих русский язык. В губернии при существующих школах разных типов начали создавать специальные отделения для крымских татар [135, с. 52].
Так, в 1810 г. было создано особое отделение татарского класса при Симферопольском уездном училище, которое просуществовало около года. Затем 14 февраля 1827 г. при Симферопольской гимназии на основании Высочайшего повеления было учреждено татарское училищное отделение, цель которого заключалась "в подготовке достойных и способных учителей для татар, из их же среды, не только по одному русскому языку, но и по другим предметам". Из текста документа мы видим, что правительство планировало подготовку учителей не только для системы будущих открытых школ, но и для уже существующих мектебе и медресе [1, л. 22]. Татарское отделение существовало до начала Крымской войны. Результаты деятельности этого учебного заведения совершенно не оправдывали затраченных на него сил, а главное, средств.
В 1837 г. в Бахчисарае и Карасубазаре были созданы отдельно от местных приходских училищ особые татарские классы с двухлетним, а иногда трехлетним сроком обучения. В них преподавались русский и крымскотатарский языки. Также в 40-е годы XIX в. Министерством государственных имуществ были созданы ведомственные училища в Симферополе (переведенное позже в Сарабузы), Саках, Таракташе, Ушюне, Ногайске. Их целью была подготовка канцеляристов низшего звена. В конце концов классы и училища этого типа были ликвидированы [135, с. 57, 59].
Усилия российской администрации по распространению светских знаний в среде крымских татар были довольно заметны. Но, к сожалению, большинство начинаний не увенчалось успехом. Это привело к тому, что во второй половине XIX в. основными типами народного образования крымских татар по-прежнему оставались мектебе и медресе, которые открывались по разрешению Таврического духовного мусульманского правления и подчинялись Министерству внутренних дел.
Неудачи в создании административной системы образования крымских татар в первой половине XIX в. поставили перед правительством России новую проблему - унифицирования и централизации народного просвещения для "инородцев" [135, с. 59-60]. Правительство, намереваясь провести комплексную реформу, собирало необходимые материалы по этому вопросу. Вскоре в Санкт-Петербургской типографии товарищества "Общественная польза" был напечатан "Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев" [89]. В той части сборника, которая была посвящена вопросам крымскотатарского просвещения, были помещены многочисленные и разноплановые работы, опубликованные на страницах "Журнала министерства народного просвещения" [135, с. 69].
Это свидетельствовало о серьезной подготовке к радикальному преобразованию всей системы народного образования "инородцев" вообще и крымских татар в частности. Так, по поручению попечителя ОдУО С.П. Голубцова в 1867 г. в Симферополе была учреждена особая комиссия для рассмотрения и обсуждения вопроса об устройстве образовательной части у крымских татар. К участию в деятельности комиссии были приглашены следующие лица: татарские мурзы Арслан-бей Тащи оглу, предводитель Евпаторийского дворянства Абдувели мурза Карашайский, предводитель Перекопского дворянства ротмистр Али бей Хункалов; члены учебного ведомства: окружной инспектор Пятин, директор народных училищ Таврической губернии Е.Л. Марков, инспектор Симферопольской казенной гимназии Щерецкий, учитель той же гимназии И.И. Казас, Симферопольский штатный смотритель Кудрицкий, член совета городской голова Симферополя Иванов, член Таврической земской управы доктор медицины Арендт, член Симферопольской управы Ржеплинский, мировые уездные посредники: Симферопольский - Якушевский, и Феодосийский - Безкровный, доктора Зеленки и Караулов [89, с. 122-134].
Анализ состава комиссии подтверждает серьезность намерений правительства по вопросу реорганизации образования крымских татар. Впервые в состав подобной комиссии были включены не только государственные чиновники, но и представители разных кругов крымскотатарского общества. По просьбе попечителя округа возглавлял комиссию Таврический губернатор генерал-лейтенант Г.А. Жуковский. Он со своей стороны дополнительно пригласил к участию в комиссии Таврического муфтия Сеит-Джелила, бывшего Ялтинского предводителя дворянства Куликовского, управляющего Таврическим государственным имуществом Шотта, уездных мировых посредников: Евпаторийского - Августиновича, Ялтинского - Мазуревского, Перекопского - Крад