Ви є тут

Організаційно-методичні засади вдосконалення управління освітою на районному рівні.

Автор: 
Мануйленко Валентина Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U001819
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННЫХ ОТДЕЛОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Концептуальная модель модернизации управленческой деятельности районного
отдела образования
Деятельность любой системы – социальной, образовательной,
финансово-экономической – строится на определенных фундаментальных основах,
отражающих её главные структурные и содержательные характеристики. Это касается
и системы управления образовательными учреждениями, которая также базируется на
объединении общих принципов социального управления и специфики способов
реализации этих принципов в функционировании районной образовательной системы.
Принцип системности в деятельности Ленинского районного отдела образования
означает, прежде всего, равнозначное внимание ко всем аспектам управления
районной системой образования, от материального обеспечения деятельности школ -
до личностного развития ученика и учителя.
Например, соответствие деятельности учреждений образования новейшим
направлениям образовательной политики было поставлено в прямую зависимость от
уровня оснащенности школ компьютерной техникой. В связи с этим Ленинским
районным отделом образования была реализована программа сплошной
компьютеризации учреждений образования района. В настоящий момент все школы
района имеют не менее одного компьютерного класса (а гимназии и спецшколы - по
3 - 4), оснащенных компьютерами последнего поколения.
Всем школам стал доступен оперативный банк управленческой информации,
формируемый в районном отделе образования. В связи с этим изменился характер
аппаратных совещаний: к минимуму сведена ознакомительно-информативная часть, а
основное время уделяется прогнозированию и принятию конструктивных решений,
направленных на взаимодействие по реализации современных задач образования.
Руководители учреждений образования заранее знакомятся с содержанием
нормативных документов и на совещаниях принимают конкретные взвешенные
решения.
Достигнутый уровень компьютеризации отразился еще на одном компоненте системы
управления образованием - создании условий для профессионального роста
педагогов: через единую сеть педагоги школ получили доступ к информационным
ресурсам библиотек Украины и СНГ, возможность получить образование
дистанционно.
Принцип системности в деятельности Ленинского районного отдела образования
проявляется также в том, что любое мероприятие осуществляется с максимальной
реализацией всех управленческих функций, т.е. в соответствии с функциональным
алгоритмом: прогнозирование (анализ запроса необходимых ресурсов и возможностей
конкретных учреждений), планирование (распределение участия в соответствии с
возможностями конкретных учебных заведений), организация (с использованием
управленческого потенциала всех субъектов управления –индивидуальных и
коллективных, профессиональных и общественных), регулирование (оперативное
перераспределение ресурсов – материальных, кадровых, средств массовой
информации и т.п.), контроль (организация и получение обратной связи), анализ
(обобщение результатов с привлечением экспертов-работников методической службы,
сотрудников научных учреждений, мониторинговых организаций), стимулирование
(изыскание внешних и внутренних возможностей для материального и морального
поощрения). Например, с 2002/2003 учебного года в школах региона осуществляется
проект Европейской Комиссии по профилактике ВИЧ/СПИД в учреждениях образования.
Организационную основу взаимодействия партнеров проекта (Институт
последипломного образования, школы) создал и обеспечивал районный отдел
образования. Управленческая деятельность заключалась в следующем:
* прогнозирование: организация анкетирования, определение количества
представителей школ, участвующих в обучении;
* планирование: издание соответствующих приказов, проведение
инструктивно-методических совещаний, определение баз внедрения Программы
профилактики ВИЧ/СПИД;
* организация: обеспечение условий для обучения педагогов;
* регулирование: оперативная корректировка состава участников, времени и места
проведения всех мероприятий, предусмотренных данным проектом;
* контроль: сбор и аккумулирование информации с мест о ходе внедрения проекта,
участие в анкетировании педагогов и учащихся;
* анализ: подготовка совместных с институтом последипломного образования и
республиканским Центром мониторинга при Министерства образования и науки
Украины аналитических отчетов; проведение итоговой конференции;
* стимулирование: подготовка приказов о поощрении участников проекта;
* планирование: включение мероприятий по реализации Программ профилактики
ВИЧ/СПИДа в учебно-воспитательный процесс всех учреждений образования района.
Принципы конкретности и меры в деятельности районного отдела образования
предусматривают дифференцированный подход к управлению учебными заведениями.
Основанием для дифференциации служит опыт руководителя. Руководителям с большим
стажем успешной работы предоставляется возможность максимальной
самостоятельности в организации педагогического процесса. Управленческое
участие районного отдела образования при этом сконцентрировано на оказании
финансовой поддержки, поиске кадров и т.п. Деятельность руководителя с
небольшим стажем постоянно опосредуется управленческими воздействиями районного
отдела образования через институт индивидуального кураторства. При этом
управленческое участие районного отдела образования помимо финансовых кадровых
аспектов сосредоточено на организации повышения управленческой квалификации,
совместном планировании и анализе деятельности