Раздел 2
Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования.
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы:
анализ литературных источников;
моделирование;
фотосъемка;
видеосъемка с компьютерным анализом;
тестирование;
лабораторный эксперимент;
педагогический эксперимент;
статистическая обработка результатов.
2.1.1. Анализ литературных источников. Анализ научной, учебной и методической
литературы был направлен на изучение факторов, с которыми в теории и практике
баскетбола связывается точность выполнения бросков в кольцо, механизмов
управления точностными движениями, существующих методик обучения технике и
совершенствования точности броска одной рукой сверху на различных этапах
спортивной подготовки, а также нетрадиционных приемов формирования
двигательного навыка с использованием тренажеров и средств срочной информации.
Кроме этого, изучались средства и методы тренировки точности в других видах
спорта. Анализ литературы позволил установить степень изученности проблемы,
поставить цель и задачи исследования. Всего в ходе исследования было
проанализировано 239 источников, из них 38 зарубежных авторов.
2.1.2. Моделирование. Этот метод является эффективным средством обучения и в
настоящее время широко используется в спорте, позволяя раскрывать детали
техники, индивидуализировать ее, чего добиться другими способами практически
невозможно [49, 60, 163].
В нашем исследовании метод моделирования применялся в двух вариантах. В первом
- педагогическое моделирование техники выполнения штрафного броска одной рукой
сверху, во втором – математическое моделирование оптимальных биомеханических
параметров броска.
Определение двигательной программы выполнения штрафного броска способом одной
рукой сверху. Двигательная программа разрабатывалась на базе детального анализа
мнения и рекомендаций ведущих баскетбольных тренеров и специалистов. За ее
основу нами была взята техника выполнения штрафного броска чемпиона Олимпийских
игр С.Белова. При составлении двигательной программы также учитывались
общепринятые положения биомеханики и спортивной терминологии.
Расчет оптимальных углов броска мяча в кольцо. Путь мяча, который бросает
спортсмен можно разделить на две части. Первая включает путь, который описывает
мяч, находясь в руках баскетболиста, вторая часть - это полет мяча в воздухе от
момента вылета его из рук до попадания в корзину или пересечения воображаемой
горизонтальной плоскости на высоте 3 м 05 см. Первая часть - траектория разгона
мяча, вторая - траектория его полета.
При бросках мяча в баскетболе для каждой точки бросания существует множество
траекторий, обеспечивающих прохождение мяча через центр кольца. Эти траектории
отличаются друг от друга углом вылета и соответствующей ему величиной начальной
скорости. Поскольку диаметр мяча меньше диаметра кольца на 20,2 - 21,1 см,
возможны некоторые отклонения от расчетных значений параметров броска, при
которых мяч все же попадет в кольцо. На основании математического моделирования
этих допустимых отклонений предложены оптимальные углы выполнения бросков в
баскетболе с различной дистанции с учетом ростовых данных игрока, а также
определены требования к двигательному анализатору в точности воспроизведения
характеристик броска, необходимой для достижения высокой результативности.
2.1.3. Фотосъемка. Метод фотосъемки широко применяется в различных направлениях
научных исследований и имеет несколько вариантов использования [49, 189]. Одним
из них является фотографирование движения белого предмета на темном фоне [106].
При этом за время экспозиции на негативе засвечиваются только те участки фона,
где продвигался белый предмет. В нашей работе фотографировались броски белого
баскетбольного мяча на черном фоне. Данная методика применялась в двух
вариантах: - для исследования формы траектории полета мяча; - для оценки
значения угла броска. В первом варианте (рис. 2.1.) броски белого
баскетбольного мяча фотографировались на черном фоне большой площади со
временем выдержки, соответствующей времени полета мяча от момента броска до
момента пересечения им плоскости кольца. Расстояние плоскости полета центра
мяча от фона – 37,5 см, удаление объектива от фона – 14 м, высота расположения
объектива – 2,35 м, расстояние между вертикальными линиями разметки – 1м,
высота горизонтальной линии разметки – 3,05 м.
Рис. 2.1. След пути полета мяча на фотоснимке
Во втором варианте фотосъемка проводилась на фоне щита с разметкой (рис. 2.2.).
Объектив фотоаппарата располагался по центру щита на расстоянии 3-х метров от
фона с масштабной разметкой 100х100 мм, на высоте 2,5 м. Фотосъемка
производилась со временем выдержки «от руки».
Рис. 2.2. След полета мяча на фоне масштабной разметки.
Оценка значения угла вылета мяча проводилась следующим образом. Негативное
изображение проецировалось на шаблон, размеченный в угловых градусах (рис.
2.3.).
Рис. 2.3. Шаблон для оценки величины угла вылета мяча
При этом точка пересечения верхним краем мяча первой вертикальной линии
разметки помещается в начало системы координат шаблона, а вертикальные линии
шаблона и разметки на черном фоне совмещаются. Угол вылета мяча определяется по
точкам пересечения верхним краем траектории двух первых вертикальных линий
разметки с точностью 0,5°.
2.1.4. Видеосъемка с компьютерным анализом. Метод видеосъемки с последующим
компьютерным анализом техники движений и параметров полета спортивных снарядов
используется в настоящее время, как в научных исследованиях, так и в спортивной
практике [49, 176, 200].
Он позволяет устанавливать как общие закономерности оптимизации двигательных
действий, так
- Київ+380960830922