Ви є тут

Правове регулювання додаткового випуску акцій акціонерними товариствами

Автор: 
Фесечко Лідія Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U004420
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫПУСКА АКЦИЙ
АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ
2.1. Компетенция органов АО по дополнительному выпуску акций
Украина относится к странам, использующим трехзвенную систему органов
управления акционерным обществом. Полномочиями по увеличению уставного фонда
(капитала) путем дополнительного выпуска акций обладает общее собрание
акционеров, но могут обладать и другие органы акционерного общества –
правление, наблюдательный совет.
Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание
акционеров. «Общее собрание, будучи высшей управленческой структурой, не
подконтрольно каким-либо органам и должностным лицам, ни самой корпорации, ни
внешним участникам корпоративных отношений» [115, с.7]. Выстраивание системы
управления акционерным обществом таким образом, что собрание акционерного
общества признается высшим органом управления и обладает широким кругом
полномочий, является традиционным для континентального права и отечественного
права (в отличие от американской модели управления, которая относит к
компетенции общего собрания только узкий круг наиболее важных вопросов [103,
с.58] . Еще И.Т.Тарасов отмечал, что высшим органом управления в акционерных
компаниях может быть только общее собрание (Generalversammlung, assemblе
gеnеrale, general meeting, congresso gеnеrale) как орган для выражения общей
воли акционеров и, следовательно, как ближайший представитель идеи соединства,
т. е. свободного соединения лиц для достижения совокупными усилиями одной общей
цели [116]. Г.Ф.Шершеневич также указывал, что субъектом прав и обязанностей
является само акционерное товарищество, общее же собрание выражает волю этого
субъекта и своим постановлением определяет, в пределах устава, его деятельность
[117].
Этот традиционный подход использовал законодатель на начальном этапе перехода
от социалистической к рыночной экономике. 19 июня 1990 года Совет Министров
СССР постановлением № 590 утвердил Положение об акционерных обществах и
обществах с ограниченной ответственностью. В дальнейшем во всех нормативных
актах Украины за общим собранием акционеров был закреплен статус высшего органа
управления акционерного общества (ст. 41 Закона Украины «О хозяйственных
обществах», ст. 159 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года).
Однако в настоящее время в мировой практике наметилась тенденция к сужению
компетенции общего собрания акционеров и легализации независимого от общего
собрания положения совета директоров или наблюдательного совета акционерного
общества [46, с.160; 109, с.101]. Исследование особенностей становления и
развития корпоративного управления в Украине показало: чем крупнее акционерное
общество, тем в большей степени уменьшается роль общих собраний [79, с.109].
К настоящему времени можно констатировать, что масса проблем, имеющих место в
акционерных обществах, объясняется недостаточно эффективной практикой
управления акционерным капиталом со стороны общего собрания акционеров, и
разрешение их также лежит в плоскости сужения компетенции общего собрания
акционеров.
По действующему законодательству Украины общее собрание акционеров как высший
орган управления акционерного общества принимает решения по всем ключевым
вопросам, касающимся деятельности общества. Как показывает анализ положений
действующего законодательства о хозяйственных обществах, вопросы, связанные с
увеличением уставного фонда (капитала) путем дополнительного выпуска акций
отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Согласно положениям ст.41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» за общим
собранием закреплены следующие полномочия, касающиеся привлечения
дополнительных финансовых средств посредством рынка акций:
1. Определение основных направлений деятельности акционерного общества в части
привлечения инвестиций через фондовый рынок .
2. Внесение изменений в устав общества. Данное полномочие принадлежит к
исключительной компетенции общего собрания и в соответствии с положениями
действующего законодательства не может быть передано другим органам общества.
Решения по данному вопросу принимаются большинством в три четверти голосов
акционеров, принимающих участие в собрании, в отличие от других вопросов,
решения по которым принимаются простым большинством голосов. Реализация данного
полномочия общего собрания, прежде всего, связана с требованием
законодательства вносить изменения в устав в связи с увеличением размера
уставного фонда общества.
3. Утверждение правил, процедур и других внутренних документов общества,
регулирующих процесс привлечения дополнительных инвестиций через рынок акций. В
настоящее время перечень внутренних документов не установлен в императивном
порядке, и каждое акционерное общество самостоятельно формирует необходимый
пакет внутренних документов. Практика принятия соответствующих документов
является не столь широкой. В то же время существует достаточно широкий перечень
рекомендательных актов, разработанных Фондом государственного имущества Украины
для ОАО, созданных в процессе приватизации.
Ст. 159 ГК предусматривает исключительную компетенцию общего собрания на
внесение изменений в устав (в том числе изменение размера уставного капитала).
При этом предусматривается, что вопросы, отнесенные законом к исключительной
компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение другим
органам общества.
Вместе с тем по Закону Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991
года определенной компетенцией по дополнительному выпуску акций может обладать
также правле