ГЛАВА 2
ОЧЕРК ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Д.Д. МИНАЕВА
Д.Д.Минаев с самого раннего возраста жил в атмосфере литературно-художественных интересов. Отец Минаева был известным в то время поэтом, публицистом, переводчиком. Он печатал свои стихи в "Новогоднике", в еженедельнике "Иллюстрация" Н.В.Кукольника, в "Библиотеке для чтения", в "Сыне Отечества", был известен современникам как переводчик (в прозе и стихах) "Слова о полку Игореве" (1846), а также как автор оригинальной поэмы "Слава о вещем Олеге" (1847). В своих статьях выступал за национальную самобытность русской культуры. В.Г.Белинский отмечал в стихотворениях Д.И.Минаева "если не талант, то что-то похожее на талант", а в стихотворении "Иванов цвет" - "решительный талант, хотя еще и не совсем овладевший собою" [44, с.185]. Следует прибавить к сказанному, что Д.И.Минаев страстно любил книги и картины, сам был неплохим художником, хорошо и увлекательно говорил и тонко чувствовал красоту природы. Г.Н.Потанин, учитель Д.Д.Минаева, в своих воспоминаниях о бывшем воспитаннике, описывая семейную обстановку, окружавшую будущего поэта в детстве, говорит следующее: "Отец его был не только поэт, но и истинный художник в душе... Понятно без слов, какое сильное впечатление с самого младенчества производили на чуткого ребенка все эти картины, стихи, книги и горячие объяснения родного отца!" [44, с.187]. Неудивительно, что у будущего поэта очень рано сформировалось тонкое понимание красот поэзии, тем более, что и в поэме "Слава о вещем Олеге", и в стихотворном переводе "Слова", которые читал сыну Минаев-отец, встречаются места, действительно овеянные поэзией.
Для характеристики идейной атмосферы семьи Минаева знаменателен тот факт, что отец, Д.И.Минаев, был человеком передовых идей, резко отрицательно относившимся к николаевскому режиму. Он даже привлекался к допросу в связи с делом Петрашевского. Политические настроения Д.И.Минаева достаточно ярко отражены в дневнике молодого Н.Г.Чернышевского, который отзывался о нем с большой теплотой как о человеке, наделенном "светлым умом и благородною душою" [265, Т.1., с.362, 371, 395, 400, 402]. Настроения отца и его знакомства оказали существенное влияние на формирование взглядов сына.
Говоря об общественных умонастроениях отца Минаева, следует отметить его критическое отношение к порядкам тогдашней России, что обусловило его увлечение социалистическими идеями. Известно, что он общался с петрашевцами, привлекался к следствию по их делу и даже некоторое время провел в заключении. В художественной литературе отец будущего поэта-сатирика видел мощное средство воспитания патриотизма и гражданских добродетелей. Д.И.Минаев был в дружеских отношениях со своим дальним родственником Н.Г.Чернышевским и, по словам последнего, под его влиянием некоторое время причислял себя "к коммунистам" [265, Т.1., с.395, 402].
Нетрудно предположить, что вольнолюбивые настроения отца повлияли и на его сына. Дух критицизма, вольнолюбие станут отличительными чертами мировосприятия Д.Д.Минаева. Вместе с тем он, как и его отец, первостепенное значение в преобразовании общества будет придавать просвещению, активной роли художественной литературы. Однако в отличие от Д.И.Минаева, значительно "поправевшего" впоследствии в своих общественных взглядах, Д.Д.Минаев до конца жизни сохранил верность демократическим идеалам юности отца и отход его от этих идеалов воспринимал как ренегатство. Вольнолюбие и оппозициозность Минаева-сына "питались" также его общением с будущим поэтом-сатириком В.С.Курочкиным и его братом Н.С.Курочкиным, которые были частыми гостями в доме Минаевых. Трудно переоценить также влияние на формирование взглядов Минаева передовой общественной мысли, в частности, статей В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена, которыми зачитывался юный Минаев, студент военно-учебного заведения - Дворянского полка, куда определили его родители. Здесь же он начал сочинять свои первые стихи, которые, к сожалению, до нас не дошли.
Окончив учебу в Дворянском полку, Минаев поступает на гражданскую службу в губернскую казенную палату Симбирска. Негативные впечатления от симбирской провинциальной жизни нашли отражение в его сатирических стихах. Один из симбирцев вспоминал впоследствии о шумном успехе ходившего по рукам стихотворения Минаева "У нас бульвар устроили средь улицы большой..." с карикатурными портретами реальных лиц [74, с.73]. Не вынеся однообразной чиновничьей службы, через пять лет Минаев ушел в отставку, поселился в Петербурге и с 1857 года посвятил себя исключительно литературной деятельности.
Все литературное творчество Минаева было тесно связано с демократическим лагерем 60-х годов, с традициями русской революционной мысли. Декабристы (Белинский, Герцен, Добролюбов, Некрасов, Чернышевский) оказали существенное воздействие на формирование его мировоззрения и направление его творчества. В своих произведениях в последующем он не раз будет ссылаться на них. Так случилось, например, в 1860 году со стихотворением "Вперед", напечатанном в первом номере журнала "Светоч". Этот стихотворный призыв-воззвание заканчивается следующими строками: "Вперед!.. взывают чьи-то тени... / Их пять... глядят они на нас... / Скорей же, братья, на колени!.." К словам "Их пять" была сделана сноска: "Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Белинский" [278, с.7], которая по цензурным соображениям маскировала подлинный смысл стихотворения. Так Минаев намекал на пятерых повешенных декабристов.
С начала 60-х годов Минаев начал привлекать внимание полиции, поскольку, по некоторым агентурным сведениям, он находился в переписке с Герценым. А с октября 1865 года был отдан под негласный надзор полиции. После каракозовского выстрела он был арестован за сотрудничество в журналах ("Современнике" и "Русском слове"), "известных своим вредным социалистическим направлением". В Ведомости о поднадзорных за 1867 год Минаев и В.Курочкин выразительно охарактеризованы как "нигилисты", которые "мало дают надежды на исправление"
- Київ+380960830922