Ви є тут

Мораль та право як регулятори відносин у сучасному українському соціумі

Автор: 
Хрімлі Ірина Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002116
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОРАЛЬ И ПРАВО В ИМПЕРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУРАХ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО СОЦИУМА
2.1. Нормы морали и права: инварианты и различия
Исследование механизмов социального регулирования приводит к необходимости обозначить те сферы жизнедеятельности общества, которые прежде всего становятся объектом воздействия морали и права [1]. Это действительно нужно, поскольку требуется прояснить, почему один и тот же вид общественных отношений регулирует право, а другой - мораль. Почему при правовом воздействии определенные социальные связи регулируются законом, принимаемым Верховной Радой Украины, а другие - постановлением Кабинета Министров или указом Президента. Ответы на эти вопросы имеют важное теоретическое и практическое значение [4]. Если правовые нормы в большей степени являются фактором стабильности взаимодействия, то моральные - мотивами и стимулами поведения людей в упорядочивании отношений. Это объясняется тем, что требования в морали не настолько зависимы от материально-экономических условий, как законы права, которые в большей степени регламентированы ими. Отмена юридической нормы чаще всего связана с непосредственными, хронологически четкими изменениями в социальном пространстве, тогда как трансформация моральних ценностей не укладывается в определенные временные рамки и носит характер эволюционных преобразований. Изменения в различных законодательных актах являются социально фиксированными, конкретно значимыми, детерминированными практикой [7].
Особенность морали в том, что сфера ее применения совпадает со всем многообразием социальных связей, и она может проникать в такие их "закоулки" и "тайники" человеческой души, куда бессильны попасть другие регуляторы [42, с.28].
Одним из общих элементов моральной и правовой систем современного украинского социума являются нормы. "Именно это обстоятельство дает основание рассматривать правовое и нравственное регулирование прежде всего как нормативное. Каково же место правовых и моральных норм в системе социальных норм?" [221, c. 73].
Человечеству известны самые различные нормы, придающие социуму устойчивость и организованность. Это нормы права, морали, политики, эстетические и религиозные нормы, элементарные правила общежития. По мнению C.С.Алексеева, социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки с точки зрения определенных коллективов людей, различных организаций или всего общества. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение [7].
Социальные нормы имеют общий характер, то есть их требования относятся не к какому-то отдельному субъекту, а ко всем членам определенного социума. Соответственно, они должны исполняться всякий раз, когда личность попадает под сферу их воздействия. Очевидно, это обязательные правила поведения людей в обществе.
Не только моральные и правовые, но и все другие разновидности социальных норм императивны для тех индивидов, к кому они относятся. Невыполнение, нарушение их влечет за собой применение к субъекту ответственности мер государственного или общественного воздействия в зависимости от того, какие именно нормы не исполняются. Так, негативным последствием игнорирования законов, действующих в современном социуме, выступает юридическая ответственность, обеспеченная мерами государственно-властного принуждения [27, с.12-17]. В случае совершения личностью аморального проступка, к ней применяется общественное воздействие в виде осуждение или порицания [46]. По мнению А.А.Гусейнова, "в отличие от правовых моральные санкции носят как бы идеальный характер" [46, с.29].
Здесь проявляется важное различие между анализируемыми нормами. "Однако оно является производным, вторичным, ибо санкции зависят от содержательного своеобразия форм регуляции" [46, с.29].
Как мы видим, социальное регулирование не замыкается на каком-то одном определенном регуляторе, методе воздействия. Напротив, оно бесконечно богато именно многообразием регулятивных систем, отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия [70, c. 351]. По мнению С.Н.Братуся, "общественные отношения разрушаются, когда обязанности, установленные в правовой, моральной или иной, подпадающей под социальное регулирование сфере, нарушаются и за этим нарушением не следует реагирование в виде юридической, моральной или иной социальной ответственности"[27, с.15].
Общество всегда нуждалось в нормах, оценивающих и регулирующих поведение людей [221, c.74]. Однако место и роль различных видов социальных регулятивных систем на отдельных этапах эволюции человечества не одинаковы. Сложившаяся в социуме система норм, их взаимосвязь и взаимодействие обусловлены экономическими и политическими связями, сложившимися на определенном этапе общественного развития.
При первобытном строе огромным влиянием пользовались так называемые нерасчлененные нормы-обычаи, не имеющие еще нравственной оценки, не проводящие грань между добром и злом. В более поздний период появляются на свет и начинают играть важную роль в обществе элементарные нравственные нормы, трансформировавшиеся из "нерасчлененных норм в процессе их чувственного нравственного осознания"[221, с.75]. Именно на их основе в последующий период исторического развития зародилось обычное право. "Система социальных норм становится сложнее и приобретает классовый характер" [221 с.75].
Между тем, "единство различных социальных норм не исключает их качественного своеобразия и специфики" [221, c.75]. Они достаточно четко различаются по форме, содержанию, роли в жизни общества, возникновению и распространению. Большое практическое значение имеет разграничение социальных норм, регулирующих различные направления общественной жизни. Так, не подлежат правовой регламентации в обществе отношения дружбы и любви. Чрезвычайно важным представляется нравственное регулирование поведения государственных служащих в Украине на основе Кодекса чести. Юридического вмешательства потребуют на